Взгляд на йогу через Бхагавад-гиту
Сегодня на Западе известны многие формы йоги (крийя-йога, хатха йога, мантра йога, радж йога, са-хадж-йога, трай-йога, аштанга-йога, бхакти-йога, …), однако, по сути дела, ни одна из них даёт ясного представления о том, как достичь совершенства.
В Бхагавад-гите Шри Кришна учит Арджуну именно тому, как достичь совершенства йоги. Кришна рас-сказал Арджуне Бхагавад- гиту (Б-г) за час до боя, в котором Арджуна не хотел принимать участия. Кри-шна рассказал Арджуне Б-г с единственной целью – разрубить узел его материальных привязанностей. Поскольку Арджуна был привязан к тому, что меша-ло ему исполнять свой истинный долг, Кришна разор-вал эти привязанности.
В ходе этой беседы Арджуна узнал, что для занятий медитационной йогой следует удалиться в уединён-ное место, сесть, выпрямив корпус, и, не отвлекаясь ни на что другое, сосредоточить взгляд на кончике носа... Выслушав это описание, он сказал: "О, Мад-хусудана, мне кажется, что никто не в силах зани-маться йогой, которую Ты сейчас описал, ибо ум че-ловека беспокоен и неустойчив". Это очень важный момент. Следует помнить, что мы находимся в ма-териальном мире, где наш ум постоянно пребывает в беспокойстве. Наше существование в материальном мире никак не назовёшь безмятежным. Тем не менее, нам всегда кажется, что, изменив каким-либо обра-зом свою жизнь, мы избавимся от беспокойства и наступит момент, когда все тревоги и волнения рас-сеются. Однако природа материального мира такова, что мы не в силах избавиться от беспокойства. Таким образом, мы находимся в весьма затруднительном положении: мы вновь и вновь пытаемся решить свои проблемы, но этот мир устроен так, что несмотря на все наши старания эти проблемы остаются нераз-решёнными.
Чуждый лицемерия, Арджуна честно признался, что эта система йоги для него неприемлема, поскольку очень сложна. Арджуна, обращаясь к Кришне, назы-вает его Махдхусудана. Дело в том, что Мадхусу-дана означает убивающий демона Мадху. Арджуна сравнивает ум с великим демоном, подобным демону Мадху. Только если Кришне удастся убить демона по имени УМ, Арджуна сможет достичь совершенства йоги. Мой ум гораздо сильнее демона Мадху, говорит Арджуна Кришне, но если ты одолеешь его, я смогу практиковать этот вид йоги. Арджуна говорит Криш-не: "Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силён. О, Кришна, и мне кажется, легче остановить ветер, не-жели обуздать ум..."
Фактически, ум руководит каждым нашим поступком, указывая нам куда идти и что делать. Поэтому смысл занятий йогой заключается в том, чтобы обуздать беспокойный ум. В процессе медитации йог под-чиняет ум своей власти, сосредотачивая его на Сверхдуше, и так достигает цели йоги.
Если Арджуна отказался от предложенной ему прак-тики медитационной йоги, сказав, что она не под силу ему, то как же мы в наш век Кали Юги можем научиться ей? Строго говоря, у нас нет никаких шан-сов достичь успеха в медитационной йоге, о которой говорил Кришна. Самое большее на что мы способ-ны, – это изобрести некое подобие данной системы, приспособленное к нашим нуждам, и удовлетворять с его помощью свои мелочные нужды и амбиции. Именно поэтому многие люди посещают курсы йоги, где их обучают гимнастическим и дыхательным уп-ражнениям, в надежде продлить свою жизнь, полу-чить больше удовольствия от секса,… Но всё это не имеет никакого отношения к истинной йоге. Сейчас практически никто не способен заниматься меди-тационной йогой. Но в наш век есть альтернатива – бхакти-йога, в основе которой лежит мантра-йога – прославление имени Господа, Шри Кришны, через повторение мантры Харе Кришна. Данный метод ре-комендован в ведических писаниях, и его ввёл Чайтанья Махапрабху. Бхагавад-гита утверждает также, что махатмы, великие души, постоянно поют славу Господу.
Йога как преданное служение.
Для некоторых так называемых йогов занятия йогой являются средством зарабатывать деньги, однако с истинной йогой это не имеет ничего общего. Всё должно быть использовано для служения Господу. Кем бы ни был человек – простым тружеником, сань-ясином, йогом, или философом, – он всегда должен действовать в сознании Бога. Только тот, кто погло-щён мыслями о служении Богу (Кришне) и действует в таком сознании, может стать настоящим санньяси (санньясином) и настоящим йогом.
В Бхагавад-гите описаны 3 основных вида йоги: карма-йога, гьян-йога и бхакти-йога. Различные сис-темы йоги подобны ступеням лестницы. Людям, на-ходящимся на 1-й ступени лестницы йоги, надлежит трудиться. Не следует думать, что начав заниматься йогой, человек должен прекратить всякую деятель-ность. В Бхагават-гите Кришна призывает Арджуну стать йогом, но при этом участвовать в битве. Оста-ваясь воином, человек может в то же время стать ве-личайшим йогом. Как этого достичь? Нужно просто сражаться ради Кришны, работать ради Кришны, есть ради Кришны, спать ради Кришны - одним сло-вом посвятить Богу всю свою деятельность. Дей-ствуя таким образом, человек становится величай-шим йогом и величайшим санньяси.
Йога, как процесс медитации на Кришну.
Метод йоги предназначен для очищения. Очищение – это результат осознания человеком своей истинной сущности, осознания того, что он является чистым духом, отличным от материи. Соприкасаясь с мате-рией, мы отождествляем себя с ней и думаем: "Я есть только тело". Но необходимо осознать своё изна-чальное положение, своё отличие от материи. Это и является целью поисков уединённого места для медитации.
Среди большинства людей на Западе бытует мнение, что занятие йогой представляют собой процесс ме-дитации на пустоту. Однако в ведических писаниях нет таких указаний. Веды утверждают, что йога – это медитация на Вишну. Во время медитации Криш-на советует не закрывать глаза полностью, а смот-реть на кончик носа, чтобы не уснуть. Йог должен: сохранять спокойствие ума, забыть о страхе, соб-людать обет брахмачарьи (полного воздержания от половой жизни), освободиться от всех желаний. Из-бавившись от желаний и правильно применяя этот метод, йог может подчинить себе ум. Подготовившись к медитации, йог должен сосредоточить свои мысли на Кришне или Вишну, но не на пустоте. Поэтому Кришна говорит, что человек, погружённый в медитацию "всегда думает обо мне".
Кришна перечисляет целый ряд требований, которые должен соблюдать йогин, чтобы подчинить себе тело. Однако все они, по существу, сводятся четырём основным правилам: избегать недозволен-ных половых связей, не употреблять одурманиваю-щих средств, не есть мяса и не играть в азартные игры. Таковы минимальные требования к тому, кто решил заниматься йогой.
В Бхагавад-гите Кришна так говорит о йоге: "истин-ный йог тот, кто целиком вручил себя мне. … Из всех йогов тот, кто, наделённый нерушимой верой, всегда пребывает во Мне и поклоняется Мне, занимаясь трансцентным любовным служением, связан со мной теснее всех и достиг высшего совершенства". Отсюда следует, что (по Бхагавад-гите) из всех сис-тем йоги высшей является Бхакти-йога, т.е. предан-ное служение Кришне. В сущности, подобным выво-дом заканчивается описание всех систем йоги, при-ведённые в Б-г, поскольку конечной целью каждой из этих систем является достижение сознания Бога (Кришны). Совершенствуясь в разных видах йоги (карма, хатха, крийя, гьян йога) человек приходит к медитации на Сверхдуше и сосредотачивает на ней свой ум. Этот процесс получил название аштанга-йоги. Тот, кто поднявшись над уровнем аштанга йоги, начинает поклоняться Верховной личности Бога, Кришне, только тот (по Б-г) достигает верщины всех систем йоги, бхакти-йоги. Согласно Б-г именно бхак-ти-йога является конечной целью занятий йогой.
Сайт создан в системе
uCoz