Ньяса йога

Она упоминается, но не приводится, в главе V, стих 123: «В голове — приветствие Брахме и (всем) брахмарши266; во рту — приветствие гаятри и другим формам стихосложения267; в сердце — приветствие изначальной Девате Кали268; в прикрываемой интимной части —приветствие бидже крим269; в обеих ступнях — приветствие шакти хрим270; во всем теле — приветствие Калике. Шрим»271.
Потом следуют анга-ньяса и кара-ньяса. Обе они являются формами шаданга-нъясы212. Когда шаданга-нъяса выполняется на те-ае, она именуется хридайади-шаданга-нъясой, а когда ее совершают только пятью пальцами и ладонями рук — ангуштхади-шаданга-пьясой. Первая выполняется следующим образом: краткая гласная «а», согласные группы ка-варга и долгая «а» произносятся с «хрида-яя ламах» («намах, или приветствие, сердцу»). Краткая гласная «и», согласные группы ча-варга и долгая «и» произносятся с «ширасе сваха» («сваха — голове»). Твердые согласные группы та-варга вместе с двумя гласными «у» (краткой и долгой) произносятся с «шикхаяй вашат» («вашат — макушечному локону»). Подобным же образом мягкие согласные группы та-варга вместе с гласной «е» и дифтонгом «аи» произносятся с «кавачая273 хум». Краткая гласная «о», группа согласных Па-варга и долгое «о» произносятся с «нетра-траяя-вау-шат» («ваушат — трем глазам»)274. Наконец, согласные от «йа» до «кша» вместе с бинду и висаргой275 произносятся с «кара-тала-пришт-хабхъям астрая пхат» («пхат — наружной и тыльной сторонам ладони»)276.
Мантры шаданга-нъясы на теле используются для кара-ньясы, в которой они соотносятся с большими пальцами, «грозящими», или указательными, пальцами, средними пальцами, безымянными пальцами, мизинцами, а также наружной и тыльной сторонами ладоней. Эти действия на теле, пальцах и ладонях стимулируют также и нервные центры и нервы в них.
В numxa-нъясе место матрики занимают питхи. Питха, в общеупотребительном смысле, — это Камарупа и другие места, список которых приводится в «Йогини-хридайе»277.
Нъяса — великий помощник в достижении такого состояния, когда садхака ощущает, что бхава (природа, состояние) Деваты наполняет его своим присутствием. В этом случае ньяса уподобляется ношению драгоценных камней, которые садхака возлагает на раз-шчные части тела. Эти драгоценные камни — биджи Деваты. С помощью ньясы он помещает своего Абхишта-девату в эти части и посредством въяпака-нъясы распространяет Его присутствие на всего себя. Он пропитывается Им, теряя себя в Божественной Самости.
Нъяса используется также для правильного распределения шакти по всей системе человеческого тела путем направления ее к надлежащим местам. Это делается, чтобы избежать возникновения внутреннего дисбаланса и отвлечения внимания при почитании. Нъясы, так же как и асаны, необходимы для достижения желаемого состояния ума и его очищения (читта-шуддхи). «Das denken ist der mass der Dinge»279. Трансформация мышления есть трансформация существования. Это наиболее существенный принцип и рациональная основа всей этой и ей подобных тантрических садхан.

Сайт создан в системе uCoz