Нада йога

Мы пользуемся символами для лучшего понимания умом и сознанием. Но звук может быть воспринят как вибрации различных сфер бытия.
Важно упомянуть в этой связи, что мозг излучает волны, регистрируемые энцефалографом как синусоиды с амплитудой от 1 до 30 см. Это поле звуковых волн; то, что ниже 16 см, хотя и не слышимо человеческим ухом, еще воспринимается соответственно законам музыкальных звуков. В нада-йога-садхане обучаются воспринимать сферу звуков как "саматическое ощущение гармонии". Точнее, звук уже более не слышен, но ощущение, возникающее при его восприятии, может быть описано как звук флейты или колокольчика.
В этом процессе пересекаются различные уровни, и это различие отражается в системе йоги как различные "тела"; различают такие коши как аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнамайя и анандамайя коши. Первая сфера принадлежит к телу, состоящему из плоти и энергии праны (Стхуласарира, или плотное тело); затем идут три сферы ментального и астрального плана (Сукшмасарира, или тонкое тело) и последней является сфера чистого счастья и наслаждения (Каранасарира, или космическое тело). Трехстепенное тело состоит из пяти уровней энергии, и каждая из этих сфер ощущается как определенный слышимый звук. В первой сфере все еще сравнительно просто можно объяснить его происхождение: биение сердца, дыхание легких, циркуляция крови и т. д. Последнее ощущается в нада-йоге как звук флейты или лютни.
Первичный звук в этом конечном плане называется "анахада-нада". Объясним его для избежания ошибки. Анахада иногда ошибочно воспринимается как анахата-нада. "Ан" означает "нет", а "ахат" означает биение или пульсацию. Таким образом, "анахата" означает "не биение" и описывается как ступень от вайкхари в мадхьяму. Один из наиболее знаменитых коанов в медитации дзен ясно указывает на это; обучающийся сначала слушает хлопок в ладоши, а затем должен услышать хлопок одной рукой. Это не парадокс, но реальное ощущение. "Анахада" же означает "без ограничений" или "без качества" и указывает на долю не-тона.
В медитации нада-йогин следует за звуком в точкоподобный центр своей глубины. Этот центр проявляется также и в других техниках. Бхакта-йогины после посвящения служат этому центру в форме Ишты (божественной формы) в анахата-чакре. Джнана-йогины служат этому центру в центре высшей интуиции в аджна-чакре (третьем глазе). Ведантисты служат этому центру в хиранья-гарбхе в сахасрара-чакре. Нада-йогины служат центру в пара-наде в бинду-чакре.
ТЕХНИКА:
1. Подготовка:
а) сядьте в падмасану или ваджрасану и практикуйте йога-мудру две минуты;
б) пять раз выполняйте мулабандху;
в) пранаяма: пять раундов альтернативного дыхания для очищения нади (физических нервных центров), затем семь брахмари (пчелы), которая выполняется следующим образом: после глубокого вдоха закройте уши и глаза соответственно большими и указательными пальцами и постарайтесь издать гудящий звук на выдохе, одновременно концентрируясь на бинда-чакре.
2. Сядьте в одну из медитационных поз. Закройте уши большими пальцами, поддерживая локти коленями или небольшим столиком (вместо пальцев можно использовать затычки из хлопка). С закрытыми глазами концентрируйтесь на бинда-чакре и пытайтесь что-либо услышать.
3. Могут всплыть при этом различные звуки: вы можете услышать колокольчик, щебетанье птиц, гром, шум моря, бренчанье гитары или что-либо еще. Вначале, правда, трудно услышать что-либо одно, все это сливается в один сплошной гул.
Если вам трудно слушать и концентрироваться на бинду, тогда старайтесь услышать что-либо внутри вашей головы или концентрируйтесь на биении сердца. В конце концов вы сможете услышать звук в бинду, хотя это и заманчиво, это не дает вам продвижения в медитации, зависящей от особого восприятия.
4. Когда вы получите возможность слушать бинду, попытайтесь ясно услышать этот звук и выделить его более отчетливо. Скоро вы обнаружите в основе этого звука другой, отличный звук, параллельный первому. Продолжая слушать первый звук, попытайтесь следовать за вторым, и с увеличением отчетливости этого второго звука первый звук исчезнет. Теперь слушайте таким же образом второй звук и попытайтесь услышать следующий. Если после третьего звука опять возникнет первый звук, воспримите его как новый. Это можно продолжать длительное время, переходя от одного звука к следующему и, вероятно, что вам придется заниматься такой практикой несколько месяцев ежедневно.

Сайт создан в системе uCoz