Йога Сутры

Семя всезнания в нем не имеет себе равных. [Он]
26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.
27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.
28. [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его
объекте.

29-35 сутры

29. Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.
30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] - эти отвлечения суть препятствия.
31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].
32. В целях их устранения - практика с одной сущностью.
33. Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
35. Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.

36-44 сутры

36. Либо беспечальная и лучезарная...
37. Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.
38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.
40. Его могущество [распространяется на все] - от атома до величайших [объектов].
41. Сосредоточение есть состояние "окрашенности" тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.
42. Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.
44. Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.

45-51 сутры

45. Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничителем "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины].
46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.
47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.
48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей истину".
49. [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.
50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.
51. При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.

Нажмите здесь, чтобы скачать аудиофайл 07_lec_yspch1v45-51.mp3, размер 20,2 МБ

1-5 сутры

1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
2. [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.
3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.
4. Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом [состояниях].
5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.


6-9 сутры

6. Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей - [чистого] видения и инструмента видения.
7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.
8. Враждебность неразрывно связана со страданием.
9. Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.


10-16 сутры

10. Эти [аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при свертывании [деятельности сознания].
11. Их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.
12.

Сайт создан в системе uCoz