Йога Сутры

Благодаря ей прекращается воздействие парных
противоположностей.
49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
50. [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка [дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря практике становится] длительной и тонкой.
51. Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.

52-55 сутры
52. Благодаря ей разрушается препятствие для света.
53. И пригодность манаса к концентрации.
54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы
следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение.
55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.

Глава третья. О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

1-10 сутры


1. Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.
2. Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных]
состояний сознания на этом [месте].
3. Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).
4. Три вместе - санъяма.
5. Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.
6. Ее применение [осуществляется] постадийно.
7. Три - внутренние [в отличие] от предшествующих.
8. И они же - внешние [средства сосредоточения], "лишенного семени".
9. Изменение [сознания на стадии] остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть [не что иное, как] ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном состоянии.
10. Его спокойное течение [достигается] благодаря санскаре.
11-15 сутры
11. Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности сознания и возникновение его однонаправленности.
12. И, наконец, изменение однонаправленности сознания - [это] тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.
13. Тем самым объяснены изменения качественной определенности, отличных признаков и условий [существования] элементов и органов чувств.
14. Носитель, [то есть субстанция], последовательно выступает как исчерпавшая себя, наличная [или] невыразимая качественная определенность.
15. Различие последовательности есть основание для различия [стадий] изменения.

16-19 стуры
16. Благодаря санъяме на трех изменениях [возникает] знание прошлого и будущего.
17. Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения [происходит] их смешение. Благодаря санъяме относительно их различия [возникает] знание звуков, [издаваемых] всеми живыми существами.
18. Благодаря непосредственному постижению санскар [возникает] знание прошлых перерождений.
19. [Благодаря непосредственному восприятию] содержания познавательного акта [возникает] знание чужой ментальности.

20-27 сутры


20. Но не вместе с ее опорой, поскольку [внешняя опора] не может выступать объектом его [познания].
21. Благодаря санъяме на [внешней] форме тела при устранении ее способности быть воспринимаемой в результате прекращения контактов между органом зрения и светом [возникает] невидимость.
22. Карма [может иметь] непосредственный результат и результат, отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на основании дурных предзнаменований [возникает] знание о предстоящей кончине.
23. [Благодаря санъяме] на дружелюбии и других [чувствах возникают] силы [дружелюбия и прочих чувств].
24. [Благодаря санъяме] на силах [возникают] сила слона и прочие [силы].
25. Благодаря направленности света деятельности [манаса возникает] знание тонких, скрытых и удаленных [объектов].
26. Благодаря санъяме на Солнце [возникает] знание Вселенной.
27. [Благодаря санъяме] на Луне [появляется] знание расположения
звезд.

28-33 сутры
28. [Благодаря санъяме] на Полярной звезде [появляется] знание их движения.
29. [Благодаря санъяме] на пупочной чакре [появляется] знание строения тела.
30. [Благодаря санъяме] на гортани устраняются голод и жажда.
31. [Благодаря санъяме] на черепаховой трубке [достигается] неподвижность.
32. [Благодаря санъяме] на свете в голове [возникает] видение сиддхов.
33.

Сайт создан в системе uCoz