Хатха Йога (ч.1)
Перед началом занятий пранаямой любые дисбалансы в до-шах должны быть устранены — количество избыточного жира в теле должно быть уменьшено, слизь, закупоривающая дыхательный тракт, должна быть удалена, газы из желудка и кишечника — удалены. В хатха-йоге имеются шесть особых практик, которые были специально разработаны для этих целей. Совокупность этих практик называется шаткармой. Шат означает шесть, карма — действие. Эти техники регулируют производство вышеуказанных компонентов.
Если доши уже сбалансированы, то нет необходимости практиковать шаткарму. Но эти упражнения все же следует изучить — просто для того, чтобы садхака знал, как практиковать их, если в них возникнет потребность. Если их практиковать без особой нужды, как часть ежедневной садханы, они не будут столь эффективны, как в случае истинной потребности. Как не удаляют гланды или аппендикс, если они функционируют нормально, так и шаткарма должна выполняться лишь теми, у кого имеются отклонения от нормы или дисбалансы слизи, желчи и газов.
Шлока 22. Шаткарма — шесть очищающих техник
Дхоути, басти, нети, тратака, наули и капалабхати; это известно как шаткарма или шесть очищающих процедур.
Хатха-йога в значительной степени известна благодаря этим шести очищающим техникам. Хотя их всего только шесть, каждая из них имеет большое количество вариантов.
Дхоути разделяется на четыре части. Согласно «Гхеранд Самхите» они называются антар (внутренняя) дхоути, данта (зубная) дхоути, хрид (сердечная) дхоути и мула шодхана (очищение прямой кишки).
Антар дхоути подразделяется на четыре практики: ватсара дхоути — выталкивание воздуха через анус, варисара дхоути — прокачивание большого количества воды через кишечник, вахнисара дхоути — быстрое расширение и сжатие брюшной полости, бахис-крита дхоути — мытье прямой кишки в руках.
Хрид дхоути подразделяется на три практики: данда дхоути — введение мягкого бананового ствола в желудок, вастра дхоути — глотание длинной тонкой веревки, ваман дхоути — извергание содержимого желудка.
Последняя практика дхоути — мула шодхана — может выполняться двумя способами. Она выполняется введением в задний проход тумерикового корня или среднего пальца.
Вторая карма, басти, подразделяется на две части: джала (водяная) басти и стхала (сухая) басти. В джала басти вы всасываете воду в толстую кишку через анус, а затем выталкиваете ее. В стхала басти вы всасываете в толстую кишку воздух.
Третья карма, нети, имеет четыре практики: джала (водяная) нети — пропускание теплой соленой воды через нос, сутра (нитяная) нети — пропускание мягкой нити через нос, гхрита (масляная) нети — пропускание через нос прозрачного топленого масла, дугдха (молочная) нети — пропускание через нос молока.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
Вперед >>
Права на книгу принадлежат автору.