Хатха Йога (ч.1)
ПРАНИЧЕСКИЕ ВАЙЮ
Шлока 3. Что есть жизнь и смерть; пять функций вайю
Пока вайю (воздух и прана) остаются в теле, это называется жизнью. Смерть наступает тогда, когда они покидают тело. Поэтому сохраняй вайю.
Смерть не тотальна. Умирает физическое тело, умирает ум, но не умирает душа. Смерть — это не исчезновение, это процесс дезинтеграции, разделения на составные части. Компоненты тела, пять таттв — акаша, «эфир», вайю, «воздух», агни, «огонь», апас, «вода» и притхви, «земля», — которые связаны с пятью праническими вайю, отделяются друг от друга и возвращаются к своим первоисточникам. Акаша таттва возвращается к акаше, вайю к вайю, агни к агни, апас к апасу, притхви к притхви, и тогда на поверхность выходит дживатма.
Эта дживатма, дух, я, астральное тело — называйте это как угодно — есть нечто, что выживает после смерти. Праны также не умирают, они вытекают из тела и возвращаются к своему источнику. Если смерть нужно предотвратить, то следует приостановить процесс разъединения всех трех компонентов — праны, ума и души.
В этой шлоке нам говорится о сохранении вайю. Вайю означает «воздух», но это относится не только к грубому воздуху и его химическим свойствам; это относится в первую очередь к праничес-кому воздуху. В праническом теле пингала канализирует прана шакти, но прана вайю движется через все тело подобно волнам энергии. Она может быть уподоблена электромагнитному полю, где энергия находится в непрерывном движении.
Имеются пять основных функций вайю, известных как апана, прана, самана, удана и вьяна. Это различные процессы и проявления одной вайю — точно так же, как различные конечности человека составляют единое тело.
В основном поглощение праны имеет место в области грудной клетки; это функция вайю под названием прана. Выделение происходит в основном через мочеиспускательный канал, систему выделения экскрементов и органы воспроизведения — эти органы получают энергию от апаны. Между областями действия праны и апаны, в области желудка, находится область усвоения, которое является функцией саманы. Движение в горле и сокращение мышц лица обусловлены уданой. Кровообращение обеспечивается вья-ной, которая пронизывает все тело.
Все процессы, которые связаны с поглощением и движением внутрь тонкой космической энергии, обусловлены праной. Процессы, которые воздействуют на выделение или движение наружу, обусловлены апаной. Ассимиляция, сохранение и продолжение процессов являются работой саманы. Подъем и очистка являются работой уданы, а проникновение является свойством вьяны. Эти действия имеют место в различных царствах существования. Вайю, однако, связана конкретно с праническим телом, или с пранаяма кошей.
В Упанишадах прана вайю называется также «внутренним дыханием», апана — «внешним дыханием», самана — «средним дыханием» и удана — «верхним дыханием». << Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
Вперед >>
Права на книгу принадлежат автору.