Хатха Йога (ч.1)




ПРАНИЧЕСКИЕ ВАЙЮ

Шлока 3. Что есть жизнь и смерть; пять функций вайю

Пока вайю (воздух и прана) остаются в теле, это называется жизнью. Смерть наступает тогда, когда они покидают тело. Поэтому сохраняй вайю.
Смерть не тотальна. Умирает физическое тело, умирает ум, но не умирает душа. Смерть — это не исчезновение, это процесс дезинтеграции, разделения на составные части. Компоненты тела, пять таттв — акаша, «эфир», вайю, «воздух», агни, «огонь», апас, «вода» и притхви, «земля», — которые связаны с пятью праническими вайю, отделяются друг от друга и возвращаются к своим первоисточникам. Акаша таттва возвращается к акаше, вайю к вайю, агни к агни, апас к апасу, притхви к притхви, и тогда на поверхность выходит дживатма.
Эта дживатма, дух, я, астральное тело — называйте это как угодно — есть нечто, что выживает после смерти. Праны также не умирают, они вытекают из тела и возвращаются к своему источнику. Если смерть нужно предотвратить, то следует приостановить процесс разъединения всех трех компонентов — праны, ума и души.
В этой шлоке нам говорится о сохранении вайю. Вайю означает «воздух», но это относится не только к грубому воздуху и его химическим свойствам; это относится в первую очередь к праничес-кому воздуху. В праническом теле пингала канализирует прана шакти, но прана вайю движется через все тело подобно волнам энергии. Она может быть уподоблена электромагнитному полю, где энергия находится в непрерывном движении.
Имеются пять основных функций вайю, известных как апана, прана, самана, удана и вьяна. Это различные процессы и проявления одной вайю — точно так же, как различные конечности человека составляют единое тело.
В основном поглощение праны имеет место в области грудной клетки; это функция вайю под названием прана. Выделение происходит в основном через мочеиспускательный канал, систему выделения экскрементов и органы воспроизведения — эти органы получают энергию от апаны. Между областями действия праны и апаны, в области желудка, находится область усвоения, которое является функцией саманы. Движение в горле и сокращение мышц лица обусловлены уданой. Кровообращение обеспечивается вья-ной, которая пронизывает все тело.
Все процессы, которые связаны с поглощением и движением внутрь тонкой космической энергии, обусловлены праной. Процессы, которые воздействуют на выделение или движение наружу, обусловлены апаной. Ассимиляция, сохранение и продолжение процессов являются работой саманы. Подъем и очистка являются работой уданы, а проникновение является свойством вьяны. Эти действия имеют место в различных царствах существования. Вайю, однако, связана конкретно с праническим телом, или с пранаяма кошей.
В Упанишадах прана вайю называется также «внутренним дыханием», апана — «внешним дыханием», самана — «средним дыханием» и удана — «верхним дыханием».

Права на книгу принадлежат автору.

Сайт создан в системе uCoz