Хатха Йога (ч.1)


Когда прана течет свободно, тело также становится более податливым, более гибким. Жесткость тела обусловлена блокировками и накоплением токсинов. Когда прана начинает течь по телу, токсины удаляются из системы; тогда вы будете в состоянии сгибать свое тело и расслабленно вытягивать его без необходимости выполнять энергичные разогревающие упражнения. Когда запас праны в теле возрастет, тело будет двигаться само по себе. Оно самопроизвольно будет выполнять асаны и различные позы, мудры и даже пранаямы. Вы мо-жете обнаружить, что вы выполняете позы, которые никогда раньше не могли выполнить. Это обуславливается вашим расслабленным состоянием и увеличением частоты вибрирования праны.

Шлока 18. Асана в описаниях Васиштхи и Матсиендранатха

Я продолжу описание некоторых из асан, принятых такими мудрецами, как Васиштха, и такими йогами, как Матсиендранатх.
Йогическая традиция утверждает, что всего существует 84 лак-ха (8400000) асан, то есть существует столько асан, сколько форм жизни. Не удивительно, что Сватмарама говорит, что он собирается описать только «некоторые» из асан! Асаны выполняются для того, чтобы развить сознание от низшего состояния к высшему. Поэтому некоторые асаны имитируют форму лука или лодки, формы некоторых растений — деревьев, лотоса, формы рептилий, рыб, зародыша, птиц, святых вроде Васиштхи и богов вроде Натараджи.
В йогических текстах наибольшее число описываемых асан — тридцать три. Сватмарама, таким образом, описывает те из них, которые являются наиболее важными и которые выполнялись основателями хатха-йоги.
Интересно, что Сватмарама описывал асаны, которые практиковали такие мудрецы, как Васиштха. Естественно было бы, чтобы он описывал те асаны, которые выполнял Матсиендранатх, поскольку тот был основателем системы хатха-йоги, но Васиштха был йогом системы джняна, поэтому можно было бы предположить, что он использовал скорее сидячие и медитативные позы, а не более динамичные из них. Это показывает, что даже те, кто имел отношение к размышлениям и высшей мудрости, понимали необходимость выполнения йогических асан. Это также подразумевает, что воздействие асан является не только физическим. Если такие святые, как Васиштха, могли быть почитаемыми как преуспевающие в джняне, то асаны полезны также для развития высшей мудрости. Эта шлока, по-видимому, подразумевает, что, независимо от того, специально вы практикуете хатха-йогу или занимаетесь другими формами йоги, асаны всегда важны и должны быть включены в круг заня-тий.

Шлока 19. Свастикасана — благоприятная поза
СВАСТИКАСАНА
(благоприятная поза)

Поместив обе ступни на внутренние стороны бедер, сиди в равновесии с прямым телом. Эта поза — свастика (асана).

Все описания свастикасаны — в трактатах «Гхеранд Самхита», «Хатхаратнавали» и «Шива Самхита» — согласуются с описанием, приводимым в данной шлоке.

Права на книгу принадлежат автору.

Сайт создан в системе uCoz