Хатха Йога (ч.1)
Прана вайю является вдохом, апана — выдохом, самана является временем между вдохом и выдохом. В «Майтри Упанишаде» говорится: «Самана есть высшая форма вьяны, а между ними — образование уданы. То, что поднимает или опускает то, что было выпито и съедено, есть удана».
С точки зрения йоги наиболее важной вайю является самана. Она имеет отношение к сушумне. Прана вайю относится к иде, апана — к пингале, а подъем кундалини — к удане. Самана вайю следует развивать, разрабатывать. Это происходит за счет откладывания апаны и праны в пределах области саманы. Все вайю взаимозависимы и взаимосвязаны. В «Чандогья Упанишаде» говорится: «На что вы (тело и чувства) и ваша (душа) опираются? На прану. На что прана опирается? На апану. На что апана опирается? На вьяну. На что вьяна опирается? На саману».
Как следствие этих пяти основных движений возникают пять дополнительных, второстепенных движений, которые называются упапранами. Они известны как курма, которая стимулирует мигание и закрывание глаз, крикала, которая генерирует гнев, жажду, чихание и кашель, девадатта, которая вызывает сон и зевание, нага, которая вызывает икоту и отрыжку, и дхананджайя, которая появляется в теле непосредственно после смерти.
С момента зачатия и вплоть до четырех месяцев плод живет только за счет материнской праны. Это как опухоль в теле матери. Считается, что после четырех месяцев прана входит в плод и начинается индивидуальная жизнь. Когда начинает свое движение индивидуальная прана, тогда становятся активными функции индивидуального тела. Ребенок, однако, становится независимым от матери только после того, как он родится и начнет дышать.
В тот момент, когда прана полностью покидает тело, сознание исчезает, поскольку прана и сознание — это два полюса одного и того же источника— высшее Я. В «Прашнопанишаде» говорится: «Эта прана рождается из высшего Я. Прана связана с высшим Я, как тень с его телом...» Во время смерти, когда дыхание прекращается и прана покидает тело, магнетическая сила, которая удерживала тело как единое целое, разрушается, а вместе с ней разрушается и тело. Поэтому прана и дыхание связываются в «Брихадарань-яка Упанишаде» в единую нить: «Воистину, посредством воздуха, как нитью, связаны воедино этот мир, другие миры и все живые существа. Поэтому говорят, что, когда индивидуум умирает, его конечности расслабляются, поскольку они были связаны воздухом, как нитью».
Когда прана покидает тело, его невозможно оживить. Пока в теле удерживается прана, оно не может умереть. Жизнь порождается вдохом, с выдохом происходит потеря праны. Когда дыхание задерживается, прана не движется ни внутрь, ни наружу, она стабилизируется.
Прана является основой жизни, и ею можно управлять посредством дыхания. << Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
Вперед >>
Права на книгу принадлежат автору.