РАССЕКРЕЧЕННЫЙ ПЕРВОИСТОЧНИК ЙОГИ
Исполняемое произведение есть еще для меня вполне определенный объект, которым я всецело занят. Вот такое психологическое состояние и называется Дхарана. Но по мере напряжения внимания отдельные элементы начинают восприниматься как нечто целое, простое, оно овладевает моим вниманием настолько, что остальное уже не воспринимается, и уходят мысли как нечто — это Дхьяна — созерцание. Наконец, наступает момент, когда звуки перестают восприниматься как таковые внешним слухом, с утратой внешнего впечатления музыки утрачивается самосознание, и в музыке снимается субъект и объект — остается только бытие музыки в субъекте и бытие субъекта в музыке, что оказывается тождеством вне категории времени и пространства — это низшая форма Самадхи. Когда человек постепенно выходит из такого состояния, он вновь воспринимает, но где-то очень вдалеке, форму музыки — оркестровку, мелодию и прочее. И в такой же мере человек уже утрачивает душу музыки; чем больше слагаемых из воспринимающих анализаторов, тем более четко разграничиваются субъект и объект, и восстанавливается течение психологического времени. Эти состояния настолько субъективны, что попытка описать их словами кончается полной неудачей, так как она внутренне противоречива. В Самадхи достигается подсознательное состояние экстаза, состояние совершенно неизвестного и неизученного наукой транса.
В состоянии Самадхи различают несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга относительной или полной потерей ощущения объекта и субъекта. Состояние, при котором полностью ощущается объект (артха) вместе с понятием (джнана) и именем (садба), является низшей ступенью Самадхи и называется йогами САВИТАРКА. Здесь объект остается ощутимым и легко ассоциируется с понятием и именем.
Следующая стадия — НИРВИТАРКА — представляет из себя более высокую ступень Самадхи. В этой стадии ощущается только объект, при полном отсутствии ассоциаций с его именем и понятием.
В следующей стадии — САВИКАРА-ПРАДЖНА — происходит притупление ощущения целостного объекта, и вместо его самого появляются ощущения существования объекта, его составных частей (танматрас).
В четвертой стадии Самадхи — НИРВИКАРЕ — ощущение существования объекта проявляется вне понятий времени и пространства.
Эти четыре стадии Самадхи называются САМПРАДЖНАТА-самадхи, т. е. состояние ощущения самадхи, т. к. здесь хотя и слабые, но существуют какие-то связи между субъектом и объектом, причем субъект ощущает самого себя и испытывает состояние блаженного транса.
Постепенно садхак (ученик) проходит через эти различные стадии Самадхи и достигает, наконец, высшую ступень, когда мыслительные процессы полностью прекращаются, и состояние это переходит в запредельность времени, пространства и причины. Это — Асампраджната самадхи или НИРВИКАЛЬПА самадхи, в которой возникает сверхсознание, то есть когда сознание индивидуума соединяется с Космическим Сознанием.
Невозможно ощутить границу между медитацией и Самадхи, как невозможно указать границу меж подругой и любимой. Но в йоге есть такое чисто условное разграничение: если вы в состоянии удерживать внимание на одном объекте или на одной мысли в течении 12 мантр (одна мантра равняется одной секунде), то это будет одна концентрация, или одна дхарана. Если вы повседневной практикой достигаете концентрации на одном объекте в течение 144 секунд, или 12 дхаран, то эта концентрация называется дхьяной. Если же вы можете легко находиться в таком состоянии в течение получаса — это одна единица Самадхи. Постепенно длительность нахождения в Самадхи увеличивается до тех пор, пока Самадхи не станет все более и более глубоким.
Не все садхаки могут выдержать и часовую медитацию при дыхании: 20 секунд — вдох, 80 секунд — задержка дыхания и 40 секунд — выдох. Но такая продвинутая практика ведет к достижению цели йоги, к Самадхи.
Слово «Самадхи» обычно употребляется для обозначения практических упражнений, являясь восьмой ступенью Аштанга йоги. Но это слово употребляется и в другом значении, в значении конечной завершающей цели йоги.
Сайт создан в системе
uCoz