РАССЕКРЕЧЕННЫЙ ПЕРВОИСТОЧНИК ЙОГИ

Будучи страстным и жадным, он причиняет другим страдания. Его желания ненасытны, так как он полон похоти и ненависти, зависти и обмана. Он непостоянен, изменчив, легко отвлекается и, в то же время, честолюбив и корыстолюбив. Он ищет покровительства друзей и хранит фамильную честь. Он уклоняется от неприятного и льнет к приятному. Его речь нелюбезна, а чрево прожорливо.
Люди, рожденные со склонностью к демоническому, лживы, наглы и самодовольны. Они исполнены злобы, жестокости и невежества. У таких людей нет ни чистоты, ни благопристойности, ни правдивости. Они потакают своим страстям. Отупевшие от множества желаний, запутавшиеся в путине заблуждений, эти приверженцы чувственных удовольствий попадают в ад.
Йог — тоже человек и зависит от всех трех гун. Упорное и усердное изучение (абхьяса) себя и объектов, к которым стремятся его чувства, позволят ему понять, какие мысли, слова и поступки внушены тамасом и какие — раджасом. Непрерывными усилиями он выпалывает и искореняет мысли, продиктованные тамасом, и трудится, чтобы приобрести саттвический склад ума. Когда в человеке осталась только саттва-гуна, это значит, что душа его продвинулась далеко на пути к конечной цели.
Воздействие гун подобно силе земного притяжения. Чтобы испытать чудо преодоления силы тяжести в космическом пространстве, требуются напряженные занятия и суровая подготовка, так и садхаку нужны взыскательная самопроверка и дисциплина йоги, чтобы — освободившись от притяжения гун — испытать единение с Творцом космоса.
Ощутив полноту творения или Творца, садхак утратит алчность (тришна) к чувственным вещам и будет в дальнейшем взирать на них с бесстрастием (вайрагья). Его уже не будут беспокоить жара и холод, страдание и удовольствие, честь и бесчестие, добродетель и порок. Он с одинаковой невозмутимостью относится к обоим обманщикам — поражению и победе. От всех этих пар противоположностей он освободился. Он достиг Пратьяхары — контроля восприятия. Когда садхак выйдет за пределы притяжения гун и станет гунатитой (преодолевшим гуны), тогда он освободится от рождений и смертей, от боли и горя. Йог станет бессмертным. Он утратит самоидентичность, так как будет жить в полноте Вселенской Души. Йог никого и ничего не презирает, он все направляет на путь совершенствования.
Гхеранда сказал:
4.1. теперь я расскажу тебе о Пратьяхаре (о контроле восприятия). Познанием Пратьяхары будут уничтожены такие враги, как похоть и ей подобные.
4.2. Как только Читта, которая непостоянна и склонна блуждать, выходит через «ворота чувств», ты должен обуздать ее и привести под контроль Атмана.
4.3. Испытываешь ли ты почести или поношения, слышишь ли звуки приятные или неприятные, отвлеки Читту от этих вещей и приведи ее под контроль Атмана («Я»).
4.4. Воспринимаешь ли ты приятный запах или неприятный — отвлеки Читту от этих запахов и приведи под контроль Атмана.
4.5. Заполнено ли твое восприятие медово сладким, кислым, горьким или каким-либо иным вкусом — отвлеки его от этих вещей и приведи под контроль своего «Я» (Атмана).

5. ПРАНАЯМА
Слово «Прана» многозначно, как слово «Свет». Иногда Прана означает вдох, дыхание, жизнь, жизнеспособность, ветер, энергию, силу. Во множественном числе оно обычно означает десять жизненно важных токов энергии. Аяма в переводе с санскрита означает длительность, распространение, вытяжение или сдерживание. Таким образом, Пранаяма переводится — удлинение дыхания и контроль над ним. Такой контроль предполагает управление всеми дыхательными функциями, а именно: 1) Вдыханием или вдохом. Вдох на санскрите называется Пурака (наполнение). 2) Выдыханием или выдохом. Выдох называется Речака (опустошение легких). 3) Задержкой или приостановкой дыхания. Такое состояние, в котором не происходит ни вдоха, ни выдоха, на санскрите называется Кумбхака. Иногда в текстах Хатха йоги термин Кумбхака используется в широком обобщенном смысле для обозначения всех трех дыхательных функций: вдоха, выдоха и задержки дыхания. Но акцент делается, конечно же на последующую задержку дыхания.

Сайт создан в системе uCoz