РАССЕКРЕЧЕННЫЙ ПЕРВОИСТОЧНИК ЙОГИ
Мудры дадут такому человеку освобождение и счастье в жизни.
3.97. Эти Мудры прогоняют всякие болезни и разжигают огонь пищеварения (аппетит) у того, кто постоянно их выполняет.
3.98. К нему не придет ни старость, ни смерть, ни страх перед огнем, водой или воздухом.
3.99. Кашель, астма, проказа, увеличение селезенки и 20 видов заболеваний слизи несомненно устраняются выполнением этих Мудр.
3.100. Что еще сказать тебе о Мудрах, о Чанда? Нет в этом мире ничего более высокого для достижения Сиддхи.
4. ПРАТЬЯХАРА
Если рассудок человека уступает влечениям его чувств, он погибнет. И, напротив, при ритмичном регулировании дыхания, вместо того чтобы гоняться за внешними объектами желаний, чувства устремляются внутрь, и человек освобождается от их тирании. Это пятая ступень классической йоги, называемая Пратьяхарой, на которой осуществляется контроль над чувствами.
Достигнув этой ступени, ученик производит тщательную самопроверку. Чтобы побороть смертельно опасные, но пленительные чары чувственных объектов, надо вооружиться обожанием (бхакти), непрестанно думая о Творце, который создал эти объекты желаний. Ученику необходим и светоч знания Божественного наследия. Причины и рабства, и освобождения людей заключены на самом деле в их уме. Ум, привязанный к объектам желаний, приносит рабство. Ум, отрешившийся от них, приносит освобождение. Когда ум жаждет чего-то, тоскует или горюет о чем-то, человек находится в рабстве. Когда все желания и страхи уничтожены, ум очищается. Люди встречаются в жизни и с благими, и с приятными побуждениями к действию. Йог предпочитает благие действия приятным. Другие, увлекаемые желаниями, выбирают приятные и упускают главную цель жизни. Йог ощущает радость в себе самом. Он умеет остановиться и потому живет спокойно. Он начинает с того, что предпочитает то, что горше яда, и упорствует в практике, будучи уверен, что в конце концов горькое станет сладчайшим нектаром. Те же, кто стремится соединить свои чувства с объектами желаний, предпочитают кажущееся вначале сладким, не ведая, что в конце концов оно обратится в горечь.
Йог знает, что дорога чувственного удовлетворения широка, но ведет к гибели. По этой дороге идут многие земляне, если не сказать, что все. Путь йоги узок, как острие бритвы, идти по нему очень трудно, и лишь немногие обретают его. Йог знает, что в нем самом находятся пути к гибели и к спасению.
Согласно философии индуизма, сознание проявляется в трех разных качествах. Для человека его жизнь и сознание вместе со всем космосом — это эманации одной и той же Пракрити (космической материи или сущности), различающиеся по своему предназначению в зависимости от того, какая из гун в них преобладает. Эти три гуны (качества или атрибуты) следующие:
1. Саттва (качество просветления, чистоты, добра), ведущая к ясности и умиротворенности;
2. Раджас (качество подвижности или деятельности), делающий человека активным и энергичным, страстным и своевольным;
3. Тамас (качество тьмы и косности), препятствующий и противодействующий стремлениям раджаса к труду и саттвы к выявлению.
Тамас — это качество заблуждения, невнятности, инертности и невежества. Человек, в котором преобладает тамас, инертен и апатичен. Качество саттвы влечет к Божественному. Качество же тамаса — к демоническому; раджас находится между ними.
Какая гуна превалирует в человеке, такая в нем и религия, такая и пища, и жертвы, которые он приносит, и аскетические испытания, которым себя подвергает, и дары, которые делает.
Человек, рожденный со склонностью к божественному, бесстрашен и чист, великодушен и властвует над собой. Он стремится к самопознанию. Он не совершает насилия, правдив и безгневен. Он отрешается от плодов своего труда и работает только ради самой работы. Он спокоен, ни к кому не питает злобы, но ко всем — милосердие, поскольку свободен от алчности. Он кроток, скромен и постоянен. Он разумен, милостив и решителен, так как в нем нет вероломства и гордыни.
Человека, в котором преобладает раджас, отличает внутренняя неутолимость и привязчивость.
Сайт создан в системе
uCoz