Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.2)

Это можно делать, когда вы гуляете, разговариваете, едите, работаете, спите или занимаетесь какой либо еще деятельностью, обычной для вашей повседневной жизни. Повседневные дела продолжаются, но на фоне мантры Сохам.
Это чрезвычайно мощная техника, которую использовали многие великие йоги, например, Кабир Дас. Этот метод широко упоминается в таких известных традиционных текстах, как Йогасикха Упанишада и Куларнава Тантра. В тексте Йога Чудамани Упанишада говорится:
«Дыхание выходит наружу со звуком Ха (Хам) и втягивается внутрь со звуком Са (Со). Таким образом каждый человек непрерывно повторяет мантру Хамса... Хамса... Хамса (Сохам... Сохам... Сохам). Поэтому мантра повторяется круглые сутки. Это называется аджапа гайятри и может приносить йогам освобождение».
(ст. 31, 32, 33)
Это показывает силу непрерывной аджапы. То же самое еще более подчеркнуто в тексте Куларнава Тантра:
«Чем больше ты повторяешь мантру (Сохам или Сахам), тем больше плоды, как мирские, так и духовные. Поэтому следует в любых условиях, все время с неизменным упорством повторять мантру».
(глава 3)
Непрерывное повторение заставляет мантру проникать в более глубокие слои ума, в результате чего ум становится гармоничным и сосредоточенным, и возникает медитация. Если у вас достаточно решимости, то следуйте совету, данному в писаниях. Это отнюдь не легкое дело, но результатом ваших усилий будет высвобождение потенциала ума.
Техника выполнения
Очень важно, чтобы вы не переходили к стадии 3 до тех пор, пока не освоите две предыдущие стадии, посвятив каждой из них как минимум от двух недель до месяца . Это необходимо, поскольку каждая стадия автоматически ведет к следующей.
На стадии 1 вы синхронизировали мантру Сохам с дыханием. На стадии 2 с дыханием соединялась мантра Хамсо. На стадии 3 Хам и Со будут считаться совершенно отдельными сущностями, причем Хам будет синхронизироваться с выдохом, а Со с вдохом. Метод таков:
Примите удобную сидячую позу.
Закройте глаза и расслабьте все тело.
Держите спину прямой, но расслабленной.
Осознавайте процесс дыхания, делая его более медленным и глубоким.
Выполняйте уджайи пранаяму и кхечари мудру .
Сосредоточивайте все свое внимание на дыхании.
Делайте это в течение нескольких минут.
Затем представьте себе, что дыхание движется вверх и вниз между пупком и горлом.
При вдохе представляйте себе, что вы тянете, всасываете воздух вверх от пупка к горлу.
При выдохе представляйте, что вы толкаете воздух вниз от горла к пупку.
Продолжайте действовать таким образом несколько минут.
Затем соединяйте мантру Со с вдохом и Хам с выдохом.
Не осознавайте ни Сохам, ни Хамсо...
Осознавайте только мантру Со с входящим дыханием и Хам с выходящим дыханием;
Со и Хам не должны звучать непрерывно или соединяться друг с другом; они должны быть совершенно отдельными сущностями.
Со прекращается в конце вдоха.
Хам начинается в начале выдоха.
Хам прекращается в конце выдоха.
Со начинается в начале вдоха.
С движением дыхания вверх – вдохом – слушайте звук Со.
С движением дыхания вниз – выдохом – слушайте звук Хам.
Поддерживайте это осознание отдельных мантр и восходящего и нисходящего процесса дыхания в течение примерно 5 минут, затем прекратите практику и осознавайте только чидакашу (пространство перед закрытыми глазами) .
Будьте лишь свидетелем всего, что бы ни происходило перед закрытыми глазами.
Если вы видите образы или не видите их, это не имеет значение; просто наблюдайте как зритель.
Это способ открытой встречи с содержанием подсознательного ума.
Спустя несколько минут возобновите осознание двух отдельных мантр и восходящего и нисходящего движения дыхания.
Примерно через 5 минут снова осознавайте чидакашу.
Еще через минуту или около того возвращайтесь к практике аджапы: осознанию мантр и дыхания.
Продолжайте действовать аналогичным образом в течение имеющегося у вас времени.
Кхечари мудра и уджайи пранаяма
Вероятно, вы обнаружите, что забываете выполнять две эти практики во время аджапы. Старайтесь продолжать их в течение всей практики. Если вы устаете, особенно от кхечари мудры, то на короткое время освобождайте замок языка, но затем его следует возобновлять. Эти две практики чрезвычайно важны.
Аджапа и крийя йога
Мы напоминаем, что аджапа является необходимой предварительной практикой для крийя йоги. Если вы еще не начали практиковать аджапу и хотите в ближайшем будущем заниматься крийя йогой, мы призываем вас начать регулярную практику аджапы. Если вы этого не сделаете, то крийя йога окажется для вас очень трудной... и вы не получите от нее никакой пользы. Если вы серьезно намерены заниматься крийя йогой, то вам очень важно найти время для ежедневной практики аджапы.
Программа ежедневных занятий
В этом уроке мы познакомили вас с анахата чакрой. Мы рекомендуем вам регулярно практиковать описанные нами техники для нахождения ее активирующей точки, а также точки анахата кшетрам. В последних нескольких уроках мы предложили техники для нахождения активирующей точки и точки кшетрам муладхара, свадхистхана и манипура чакр. Если вы способны достаточно четко находить положение этих точек, то мы советуем вам отказаться от упомянутых техник и практиковать чакра шуддхи. Если же вы пока не можете четко локализовать эти точки, то продолжайте выполнять прежние техники.
Начните выполнять третью стадию аджапы и старайтесь чувствовать, как дыхание и мантра проходят через точки манипура и анахата кшетрам.
Если вы освоили первые три стадии сиршасаны, то вам следует переходить к стадиям 4, 5 и 6. Но, пожалуйста, не пытайтесь делать заключительные стадии до тех пор, пока полностью не освоите три предварительные стадии. Это очень важно.
С этого времени объединяйте пранаяму нади шодхана с маха бандхой, как описано в тексте.
Программа 1: продолжительность 120 минут


Программа 2: продолжительность 90 минут


Программа 3: продолжительность 60 минут


Программа 4: продолжительность 30 минут (для общего здоровья)


Урок 23
Какой смысл скрывается за идой и пингалой? Он пытается рассказать вам великую тайну духовной жизни. Он пытается сказать вам, что не следует привязываться к внутренним феноменам ума; что не следует привязываться к феноменам внешнего мира. Нужно сосредоточиваться точно посередине, где есть только чистое осознание. Это осознание не находится ни во внутреннем, ни во внешнем мире... оно посередине и вне их обоих. Поэтому старайтесь быть отстраненными и внутренне, и внешне. Только таким образом будет возможен прыжок в сферу чистого осознания... сушумны... тонкого, блаженного вихря или канала, который проходит через все чакры. Это центрирование иды и пингалы и отстранение как от внутреннего, так и от внешнего мира – весьма нелегкое дело. В действительности, его нельзя сознательно заставить происходить. Оно может случаться только спонтанно. Но, по крайней мере, помните о нем в своей повседневной жизни и когда вы практикуете техники йоги. Именно это центрирование, это лезвие бритвы между принципами иды и пингалы составляет суть духовной жизни.
Свами Сатьянанда Сарасвати
Тема 1
Равновесие жизни (Часть 2)
Многие люди очень интересуются чакрами и практикуют техники, которые высвобождают заключенный в них потенциал. В этом нет ничего плохого, однако обычно забывают, что пробуждение чакр связано с равновесием иды и пингалы. Древние йоги не зря связывали чакры с идой и пингалой, зная, что насильственные попытки пробуждения чакр без соответствующего равновесия между идой и пингалой способны принести больше вреда, нежели пользы.

Сайт создан в системе uCoz