Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.2)

Здесь слово «мула» означает разные вещи: оно относится к муладхара чакре, месту пребывания кундалини, а также к основанию позвоночника или туловища – промежности. Название мула бандха можно перевести громоздким выражением «замок сокращения промежности».
Упоминания в текстах
Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4 й главе текста Хатха Йога Прадипика:
«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха».
(61)
Здесь слово апана относится к действующей на всех уровнях, грубом и тонком, функции тела, которая выводит из него энергию и отходы. В контексте пранаямы апана означает выдох.
«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности».
(62)

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений».
(64)
Термином «прана» здесь обозначены специфические функции тела, ответственные за снабжение его энергией для поддержания функционирования. Эта прана содержится в пище, вдыхаемом воздухе, а также в виде тонкой праны в окружающей среде. В контексте пранаямы прана означает вдох.
Баланс праны и апаны подразумевает наличие равновесия между энергиями, входящими в тело и выходящими из него. В случае пранаямы, баланс вдоха и выдоха означает задержку дыхания (кумбхака).
Значение бинду и нады мы объясним, когда будем обсуждать центр, именуемый бинду .
«Апана движется вверх, и когда она достигает круга огня (манипура чакры), пламя вытягивается и достигает анахата чакры».
(65)

«Когда апана и огонь встречаются (в манипуре), прана нагревается. Это усиливает пищеварительный огонь».
(67)

«Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране, пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую бьют палкой».
(68)

«Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху».
(69)
Брахма нади – это центральная сердцевина сушумны .
Хотя текст, который мы процитировали, может показаться несколько туманным, тем не менее, он ясно показывает роль мула бандхи в кундалини йоге.
Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:
«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».
(гл. 3:15)

Место сокращения
Область, которую следует сокращать, служит физической активирующей точкой муладхара чакры. Ее местоположение слегка различается у мужчин и женщин.
У мужнин: в промежности, между анальным отверстием и половым органом.
У женщин: в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем. Мула бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, которое мы описали, и во время мула бандхи производить сокращение в этой точке.
Сидячая поза
Лучшие асаны для выполнения мула бандхи – это сиддхасана у мужчин и сиддха йони асана у женщин . В любой из этих поз одна пятка сильно давит на область муладхара чакры, что способствует физическому сокращению.
Если вы не можете сидеть в одной из этих асан, то можете использовать любую другую медитативную асану, в которой колени покоятся на земле. Это может быть падмасана, свастикасана, ваджрасана или ардха падмасана .
Техника выполнения
Сядьте в удобную позу.
Положите ладони на колени.
Закройте глаза и расслабьте все тело.
Сделайте глубокий вдох.
Затем задержите дыхание и выполняйте джаландхара бандху .
Сократите мышцы в области муладхара чакры.
Втягивайте мышцы вверх насколько можете, без чрезмерного напряжения.
Постоянно фиксируйте внимание наточке сокращения.
Удерживайте это сокращение как можно дольше.
Затем прекратите сокращение.
Прекратите джаландхара бандху.
Поднимите голову и сделайте выдох.
Это один цикл.
Если потребуется, подождите, пока дыхание не вернется к норме.
Затем проделайте еще несколько циклов.
Сохраняйте осознание. Не перенапрягайтесь.
Примечание: При желании можно выполнять практику с внешней задержкой дыхания (бахир кумбхака); то есть, можно сначала сделать выдох, а затем выполнять джаландхара бандху. Однако у этого альтернативного метода есть недостаток – при его использовании не удается задерживать дыхание так долго, как при внутренней задержке.
Осознание и продолжительность
При занятии конечного положения и выполнении джаландхара бандхи осознание должно быть направлено на дыхание. В конечном положении осознание следует сосредоточивать на точке сокращения в промежности.
В конечном положении можно оставаться так долго, как вы способны задерживать дыхание. Выполняйте столько циклов, сколько хотите, при условии, что вы не перенапрягаетесь и не испытываете дискомфорта.
Ограничения
Те же, что для джаландхара бандхи .
Благотворное действие
Достигаются все полезные эффекты джаландхара бандхи. Улучшается кровоснабжение области таза и происходит стимуляция нервов. Это помогает вливать новые силы в органы данной области.
Практика помогает открывать муладхара чакру и пробуждать кундалини, направляя вверх прану нижних областей (именуемую апаной). Кроме того, она помогает преобразовывать сексуальную энергию.
Подготовительная практика
Тем, для кого мула бандха оказывается сложной, вероятно, из за отсутствия контроля над мышцами промежности, следует взамен регулярно практиковать ашвини мудру , используя метод 1 либо 2. При выработке большего контроля над мышцами промежности следует отказаться от ашвини мудры и вместо нее делать мула бандху.
Подготовка к крийя йоге
Если вы всерьез намерены учиться крийя йоге и заниматься ею, мы настоятельно рекомендуем вам регулярно практиковать мула бандху. Это абсолютно необходимо для того, чтобы развить чувствительность в области промежности и точно находить активирующую точку муладхара чакры. Без такой чувствительности вы не сможете получать максимальную пользу от практик крийя йоги.
Тема 5
Пранаяма. Практика
Существует прямая связь между напряженностью, нервозностью и неврозом, и рисунком дыхания. Об этом факте особенно ясно свидетельствуют современная наука и психология. Тревога, как правило, бывает прямо связана с нарушением дыхания; умственное напряжение сочетается с быстрым, неглубоким дыханием. Кроме того, было обнаружено, что сдерживание или подавление эмоций и чувств вызывает соответствующее сдерживание дыхания. То, что выражается неэмоционально вследствие подавления, взамен физически отражается в виде затрудненного дыхания. Самым распространенным проявлением бывает нерегулярное и поверхностное дыхание, хотя нередко дело доходит и до более серьезной болезни – например, астмы.
Поэтому пранаяма непосредственно влияет на снижение напряженности. Это не значит, что глубокое и управляемое дыхание сразу устранит все ваши проблемы; однако оно поможет вызвать расслабление, а оно, в свою очередь, поможет вам встречать лицом к лицу и понимать ваши внутренние проблемы. Стоит указать, что умственное напряжение, как правило, приводит к напряженности мышц живота и груди. Практики пранаямы усиливают движения этих частей тела и раскрепощают их. Это, в свою очередь, способствует достижению определенного физического и умственного расслабления.

Сайт создан в системе uCoz