Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.2)
Весь ум и все сердце сосредоточены на Кришне во время бодрствования, сна, работы, трапезы и любой другой деятельности. Это ведет к духовному пробуждению. На другом уровне гопи символизируют Шакти – проявленную форму сознания. В Падма Пуране Кришна говорит:
«Шри Радха – моя возлюбленная. Знай ее как высшую богиню. Ее окружают тысячи подруг (гопи). Как моя форма вечна, так и они тоже вечны. Мои родители, друзья, коровы и пастухи Вриндавана, и сам Вриндаван – вечны и состоят из чистого сознания и блаженства».
(Патала Кханд II: 73–75)
Это означает, что поклонение гопи Кришне и преданность любого другого человека Кришне (или любому другому божеству) является высшей близостью, поскольку в действительности они поклоняются сущности, пребывающей в них самих.
Духовный путь, указанный Кришной, – это путь интенсивной бхакти. Он не требует, чтобы человек становился аскетом и практиковал самоограничение. Следует лишь непрестанно делать сердце и ум однонаправленными. Кроме того, история детства Кришны описывает путь, который должен пройти каждый человек, стремящийся к просветлению, а также препятствия, которые он должен преодолевать.
Многие отрицают историческую подлинность жизни Кришны, но в действительности это не имеет совершенно никакого значения. Игры Кришны не призваны носить исторический характер. Они призваны превосходить историю Игры Кришны, лилу, изображают и символизируют высшую истину и побуждают человека становиться бхактой в качестве средства достижения высшего знания.
Если вы бхакта, то Вриндаван действительно существует в вашем сердце. Вы должны стать одной из гопи с полной преданностью Кришне или любому другому человеку, божеству или символу, действующему подобно магниту для вашей любви. Слушайте музыку флейты Кришны... это вечный, внутренний нада всего и вся во вселенной. Кришна – это сознание в каждом человеке, отдельное, но также одно и то же.
Суть преданности Кришне резюмирована в Уддхава Гите, где Кришна говорит:
«Все желания, коренящиеся в сердце мудреца, который поклоняется мне посредством йоги преданности (бхакти йоги), постепенно угасают, и когда он постигает меня, клубок неведения в сердце разрушается. Все его сомнения уничтожаются, и запас кармы исчерпывается. Поэтому верующий в меня с помощью бхакти йоги обретает все, что достигается посредством других путей йоги, посредством самоограничений, бесстрастия, милосердия и паломничеств». Другие системы бхакти йоги в Индии следуют тому же основному образцу, но с другими божествами и подоплекой.
Индийские бхакты
Если бы мы решили рассказать о большинстве известных бхакт Индии, то легко заполнили бы всю оставшуюся часть книги. О них можно написать энциклопедию. Чтобы вы могли составить себе представление об их устремленности, мы собираемся предложить вам избранные высказывания двух великих бхакт – Кабира и Рамакришны.
Кабир – один из самых знаменитых бхакт в Индии. Слово кабир означает «великий» и точно описывает этого вдохновенного поэта бхакти. Его часто называли Кабирдас, что означает «невольник, или слуга высшего».
Кабир родился в Бенаресе в 1440 г. Вся его жизнь была выражением бхакти. Он зарабатывал на жизнь ткачеством. Он пел бесчисленные песни, многие из которых были записаны его учениками. Все они порождали атмосферу любви и блаженства, и их пели по всей Индии. Несмотря на то что они были написаны столетия назад, они все еще продолжают передавать чувство глубокой преданности. При исполнении этих песен вся атмосфера заряжается религиозным рвением Кабира. Воздух наполняется энергией; сердца начинают стучать от Радости. Это происходит даже с теми, кто не понимает языка.
Для Кабира все было блаженным, как поется в следующей песне:
Высшее танцует в экстазе, и когда его великая радость
Касается сердца и ума, они не могут сдержаться.
Он вмещает все сущее в своем вечном блаженстве.
Хотя Кабир сочинил тысячи песен, он снова и снова подчеркивал, что невозможно говорить или писать о высшем сознании... его можно только испытать и ощутить. Только так можно познать сладость блаженства. Он пел:
С того дня как я встретил моего Господа,
Не было конца игре нашей любви.
Мои глаза открыты, и я вижу и улыбаюсь,
Его красота повсюду – я созерцаю ее.
Я произношу его имя, и все, что я вижу,
Напоминает мне о нем.
Все, что я делаю, становится поклонением ему.
Куда бы я ни шел, я приближаюсь к нему.
Все, чего я достигаю, благодаря его помощи и милости.
Ложась, я простираюсь у его ног.
Только ему я поклоняюсь – никому другому.
Мой язык больше не произносит бесполезные слова,
Он лишь поет ему славу денно и нощно.
Сижу ли я или стою, я никогда не могу забыть его.
Ибо в моих ушах звучит ритм его музыки.
Кабир говорит: Я полностью погружен в опьяняющее
Блаженство, которое за пределами удовольствия и страдания.
Помните: это только перевод. Когда песня исполняется большой группой людей на языке оригинала и под музыку, сила любви Кабира потрясает.
Кабир был практичным человеком. Он советовал ищущим:
...идите к учителю, получите слово (мантру). И поклоняйтесь Богу.
Это ведет к освобождению. Решительно заявляет Кабир.
Как масло в масличном семени И огонь в кремне,
Так и высшее находится в тебе, неоткрытое,
Следуй простым и истинным наставлениям гуру,
Строго сохраняй бодрствование в полночь,
И таким образом находи его.
Кабир не был человеком слепой веры. Он превзошел все религиозные барьеры. В своих стихах он постоянно пытается показать людям, что между индуизмом и исламом не существует никакого противоречия. Он достиг вершины всех путей йоги. Его знание и любовь были результатом расширенного осознания. Он пел:
Внутреннее и внешнее стали как одно небо;
Бесконечное и конечное стали одним;
Меня пьянит вид всего этого.
Если вы хотите узнать больше, мы советуем вам прочитать книгу переводов песен Кабира. Мы рекомендуем «Стихотворения Кабира» в переводе Рабиндраната Тагора.
Второй бхакта, о котором мы хотим коротко рассказать, – это Рамакришна. Он родился недалеко от Калькутты в 1836 г. Рамакришна может служить хорошим примером того, что просветление не зависит от образования. Он был неграмотным, однако посредством бхакти соединялся с высшим знанием. Из за этого его интеллектуальные способности стали чрезвычайно мощными, и к его словам прислушивались многие высокообразованные люди. Образованные обращались к необразованному за руководством и мудростью; это кажется почти недоступным пониманию. Многие из его учеников, например, Вивекананда, получили широкое образование, однако они принимали Рамакришну в качестве своего гуру. Высшее осознание не зависит от формального образования.
Рамакришна поклонялся высшему в форме Кали, божественной матери. Она символизирует конец жизни, страдания и тьмы, а также любящую доброту, защиту и блаженство. Кали – одновременно любящая и жестокая. Рамакришна днем и ночью непрерывно медитировал над ее образом и атрибутами. Его бхакти была такова, что он не мог перестать думать о ней. В конечном итоге, он видел ее повсюду и во всем. Это был его путь к просветлению.
Люди нередко спрашивали его: каков путь к высшему? Он Отвечал резко и определенно: бхакти йога. Он снова и снова говорил, что бхакти йога – лучшая садхана для нынешней кали юги (темной эпохи). Его бхакти иллюстрирует следующее высказывание, с которым он обратился к ученику:
Я молюсь моей божественной матери только о чистой любви.
К ее лотосовым стопам я приношу немного цветов и молюсь:
О Мать! Есть добродетель и есть порок:
Возьми у меня и то, и другое.
Сайт создан в системе
uCoz