Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.2)

Кроме того, число семь соответствует человеку в нумерологии. Для этого есть много причин, но одной из них могло быть то, что сущность человека представлена шестью чакрами и сахасрарой.
В средние века Йохан Гитчел, ученик великого мистика Якоба Бёме, рисовал и распространял разнообразные схемы в своем труде «Теософическая практика», иллюстрирующем разные чакры. Ад изображался находящимся в области муладхара чакры, то есть обычного низкого уровня осознания. Схемы показывают, что человек должен постепенно разрешать и преодолевать свои проблемы для того, чтобы последовательно раскрывать чакры.
Сходную символику использовал Птолемей в своей так называемой концепции Солнечной системы. В более поздние времена современные астрономы высмеивали систему Птолемея, так как она изображает в центре Солнечной системы Землю, вокруг которой обращаются все другие планеты, включая Солнце. Но они полностью упускали суть этой схемы. Птолемей не имел в виду материальную вселенную. Он интересовался уровнями осознания человека и использовал свою планетарную систему в качестве удобного символа. Его семь планет – это чакры, а центр его вселенной, Земля, соответствует сахасраре. В действительности схема Птолемея представляет собой иллюстрацию, или карту, уровней осознания. Чтобы достичь центра своего существа, человек должен проходить через различные сферы чакр (планет). Центр символизирует Земля. Это сахасрара. Древние называли ее «crystallinum primum» – хрустальные небеса.
Все системы изображают божественное в человеческой форме. В контексте чакр из этого следует, что человек обладает потенциальной способностью превосходить индивидуальные ограничения. Любой и всякий человек – это символ чего то гораздо большего. Его физическая конституция – это то, что видимо, а чакры изображают то, что невидимо. Они представляют собой стык между «тем» и «этим», между ограниченным и неограниченным.
Чакры в акупунктуре
Теперь обратимся к Китаю и Японии. Широко применяемая система целительства, именуемая акупунктурой, в действительности основана на управлении и манипуляции чакрами. Однако используемые при этом чакры не ограничены семью главными, как в практиках йоги, а включают в себя около семисот центров, расположенных по всему телу. Эти точки чакр стимулируют иглами, которые вводят в определенные области поверхности кожи. Такая физическая стимуляция вызывает изменения в более тонких чакрах, что, в свою очередь, приводит к положительным изменениям во внутренних органах, с которыми чакры связаны тонкими проводящими путями. Эти пути, которые в йоге известны как нади, в японской терминологии называются кейраку, а в контексте акупунктуры – меридианами.
Стимуляция точек чакр способна вызывать у человека и психологические изменения. Кроме того, неправильная стимуляция может приводить к эффектам, противоположным тем, что дает акупунктура, то есть, к ухудшению здоровья тела и отрицательным психологическим состояниям.
В России исследователи сфотографировали эти точки чакр с помощью специального метода высокочастотной фотографии, изобретенного супругами Кирлиан. На снимках были ясно видны потоки праны (биоплазменной энергии), текущие по особым проводящим путям, пронизывающим все тело. Это меридианы акупунктуры. Было обнаружено, что такие проводящие пути сосредоточиваются в определенных точках. Оказалось, что эти точки точно соответствуют точкам акупунктуры, открытым древними китайскими провидцами тысячи лет назад с помощью интуиции и высокоразвитой восприимчивости. Русские исследователи сконструировали прибор под названием тобископ, обнаруживающий местоположение всех акупунктурных точек.
Чакры представляют собой скрытые тонкие центры. Физические точки, в которых их можно стимулировать, называется кейкецу (или сейкецу). Помимо акупунктуры, эти кейкецу, или точки надавливания, используются в различных других китайских и японских системах, в том числе в дзюдо, где их называют кюйсё. Ради удовлетворения вашего любопытства мы составили следующую таблицу, в которой дается сравнение главных чакр йоги с соответствующими чакрами акупунктуры и дзюдо.

Кстати, в акупунктуре для обозначения праны используется термин ки. Считается, что ее центр находится в чукан (манипуре), что в точности соответствует представлениям, принятым в йоге. На самом деле, эти корреляции не должны нас удивлять, поскольку человеческое тело в своей основе одинаково, независимо от цвета кожи, расы и размера. Различаются лишь системы.
Символика чакр в тантре и йоге
Использование чакр в качестве средства достижения духовного пробуждения широко признается большинством индийских религиозных направлений и школ расширения сознания. Оно особенно распространено в тантре, йоге и буддизме.
Для символического изображения чакр могут использоваться различные методы. Мы не собираемся описывать все эти системы, поскольку для этого потребовалось бы очень много времени и места. Кроме того, у вас бы, скорее всего, случился умственный ступор от обилия фактов и цифр, которые, как правило, больше запутывают, чем проясняют дело. Вместо этого мы будем придерживаться одной системы и в ходе последующих уроков будем описывать каждую чакру по очереди с соответствующими иллюстрациями. Это позволит нам полностью рассмотреть каждую чакру, чтобы вы подробно ознакомились с ее местоположением, значением и, возможно, в будущем осознали смысл каждой чакры на собственном опыте.
В йоге и, по существу, в большинстве индийских систем чакры символизируют цветками лотоса. В других системах используются другие символы; например, розенкрейцеры символически изображали чакры в виде роз. Выбор может быть произвольным, но для целей крийя йоги мы будем использовать цветы лотоса. Каждую из главных чакр представляет лотос определенного цвета и с определенным числом лепестков следующим образом:
1. Муладхара – четырехлепестковый темно красный лотос
2. Свадхистхана – шестилепестковый алый лотос
3. Манипура – десятилепестковый ярко желтый лотос
4. Анахата – двенадцатилепестковый голубой лотос
5. Вишуддхи – шестнадцатилепестковый фиолетовый лотос
6. Аджна – двухлепестковый серебряно синий лотос
7. Сахасрара – тысячелепестковый лотос всех цветов.
Мы снова подчеркиваем, что сахасрара в действительности не относится к числу чакр, а превосходит и включает в себя их все. Тысяча лепестков показывает, что она содержит бесчисленное количество лепестков. Она беспредельна.
Использование лотоса в качестве символа очень важно. Человек должен проходить в духовной жизни три стадии:
1. Неведение
2. Стремление и старание (садхана)
3. Просветление
Лотос также существует на трех разных уровнях: ила, воды и воздуха. Прежде всего он начинает расти в иле (неведение), тянется вверх через воду, пытаясь достичь поверхности (старание и стремление) и в конечном итоге добирается до воздуха и прямого солнечного света (просветление). Таким образом, лотос символизирует рост человека от низких состояний осознания и отсутствия знания через чакры к более высоким состояниям осознания. Кульминацией роста лотоса бывает Прекрасный цветок. Точно так же, кульминацией духовного поиска человека становится пробуждение и расцвет его потенциальных возможностей. Кстати, изображение лотоса широко применялось в древнеегипетской архитектуре, особенно на столбах и колоннах. Возможно, они изображали восхождение через чакры.
Если вам нужны источники информации о чакрах, то мы советуем вам прочитать книгу Джона Вудроффа «Змеиная Сила» или такие тексты, как Йога Сикха, Йога Кундалини, Амританада, Хамса, Брахма, Дхьянабинду, Сандилья, Йога Таттва, Вараха Упанишады, Деви Бхагавата и Линга Пураны.

Сайт создан в системе uCoz