Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.2)

В собрании трудов ранних христианских мистиков под названием «Philocalia» (Добротолюбие) св. Нил описывает метод трансценденции как:
«...собирание ума из его блуждания и спокойное сведение его в сердце с помощью дыхания и повторения молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (грешника)» в согласовании с дыханием. Это ведет к соединению с одним, единым и объединяющим в непосредственном союзе, превосходящем разум».
Это описание метода бхакти йоги в сочетании с осознанием дыхания. Его можно практиковать во время сидячей медитации или в ходе повседневных дел.
В христианстве бхакта сосредоточивается на фигуре Христа. Это ясно показывали большинство великих христианских Святых, и об этом написано в мистических текстах. Кроме того, Христос предписывал путь бхакти своим ученикам. Вот Несколько избранных отрывков из его учений:
«Возлюби ближнего как самого себя».
«Любите врагов ваших».
Это призыв к ученикам поклоняться высшему в других людях.
«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Хотя некоторые могут счесть это догмой, смысл фразы состоит в том, что преданность Христу может вести к духовной эволюции. Сама суть христианства сосредоточена на почитании формы, жизни и учений Христа.
Ветхий Завет Библии также решительно проповедует путь бхакти. Например, в нем недвусмысленно говорится:
«Всегда ищите Господа и ищите его во всем, не останавливаясь, пока не найдете его».
(Псалмы 104:4)

«И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими».
(Втор. 6:5)
В истории было много великих христианских святых. Среди них один из самых известных – св. Франциск Ассизский, родившийся в Италии в конце XII в. Именно ему принадлежат слова «безделье – враг души». И он воплощал свои проповеди наделе, ибо постоянно практиковал карма йогу, подметал ли он пол или помогал бедным. Он был великий бхакта, и его слова вдохновляли многих:
Вся моя воля воспламеняется любовью,
Соединяется с любовью,
Преобразуется в любовь,
Поглощается и освящается любовью.
Ни огонь, ни меч не разделят меня с любовью.
Страдание и смерть никогда не смогут подняться
До тех высот, на которые увлекает меня любовь.
Вне мистического единения с любовью
Все сотворенное не имеет покоя.
Любовь возвышает душу, вознося ее над всем сущим.
Здесь ясно показаны путь и вершина бхакти йоги. Он также говорил:
Всем своим сердцем возлюби любовь, которая любит тебя, возлюби любовь, которая желает тебя, и создала тебя, чтобы полностью привлечь тебя к Себе.
Он выражал свою бхакти ко всему: птицам, животным, собратьям людям; сфера его бхакти включала в себя все сущее. Он называл солнце «братом солнцем», воспринимая его как образ высшего. Луна и ветер, и все остальное были его сестрами. Он, безусловно, был опьяненным бхактой.
В христианстве имеются различные книги о бхакти. С практической точки зрения особенно полезна книга св. Иоанна Креста «Темная ночь души». Она полностью посвящена бхакти и дает разумные советы в отношении ловушек на пути бхакти. Кроме того, она предписывает десять шагов на пути бхакти, которые очень похожи нате, что даются в индийском тексте Шримад Бхагаватам .
Есть замечательные современные бхакта. Примером может служить Калил Джибран, который писал:
«Кто знает, вдруг твой ближний – это твое лучшее Я в другом теле?
Люби же его, как ты любил бы самого себя».
«Именно в своем страстном стремлении ты найдешь сына человеческого (самореализацию).
Ибо страстное стремление – это источник экстаза и путь
К нашему отцу (высшему сознанию)».

Ислам
Ислам почти полностью является религией преданности. Он породил суфизм, который знаменит своими неистовыми бхактами. Суфизм делает акцент на использовании танцев, музыки и пения. Его последователи при повторении мантр выполняют предписанные танцевальные движения. Это очищает сердце и усиливает чувство бхакти. Осознание повышается, и ум становится более однонаправленным. Эго уменьшается, а вместе с ним и пелена заблуждения. В конечном итоге это ведет к трансценденции и высшему постижению.
Самая известная мантра, используемая в исламе, – это ла илах илла'ллах, что означает «нет бога кроме Бога». Эту фразу повторяют снова и снова, как в практике джапы. В исламе Этот процесс называется зикр. Утверждают, что благодаря интенсивной практике и религиозному рвению зикр (памятование), закир (тот, кто вспоминает) и мазкур (тот, о ком вспоминают) становятся одним целым. В точности то же имеет место в йоге и многих других системах.
При наличии глубокой бхакти со временем возникает не требующий усилий поток осознания к объекту поклонения. Это явление называется фана и сравнимо с дхьяной, или медитацией. В конечном итоге, оно приводит к состоянию баква, которое в йоге называется самадхи. Это точная аналогия раджа йоги, но в области бхакти йоги. Во всех случаях делается акцент на восхождении преданности, так что она может воспринимать нисхождение милости. Аналогичное понятие используется в интегральной йоге Шри Ауробиндо. В мусульманстве и суфизме есть бесчисленные известные бхакты. В качестве примера мы приведем несколько высказываний Рабий из Басры; она жила в VIII в. там, где сейчас находится Ирак. В молодости она страдала от голода, рабства и побоев. Тем не менее, она стала бхактой и написала:
Возлюбленный, у меня лишь одно страстное стремление...
Помнить тебя и только тебя...
Я сделала тебя спутником своего сердца.
Томление и стенание любящего будут продолжаться,
Пока сердце не успокоится в возлюбленном.
Она также писала:
Одна черта пробужденного ума – то, что он сосредоточен на высшем и не стремится ни к чему другому.
Ум, поглощенный служением одному, не желает ничего другого.
Мы закончим этот раздел стихотворением суфия А.Аттара:
Радость – радость – я торжествую,
Я более не знаю себя как просто себя.
Я пылаю любовью.
Ее центр во мне
И ее чудо повсюду вокруг меня.
Радость – радость – никакой смертный не сможет меня понять.
Я и купец, и жемчужина – одновременно.
Подумать только, время и пространство припадают к моим ногам.
Радость – радость – когда я в экстазе погружаюсь в себя
И познаю все сущее.

Бхакти в индуизме
Существует огромное количество школ и подшкол, одни из которых близкородственны, а другие кажутся совершенно разными. Вместе они образуют смесь, которая заставляет религию индуизма казаться запутанной. Мы намереваемся в качестве примера кратко рассмотреть одну школу бхакти, последователи которой поклоняются Кришне. Это покажет общую направленность бхакти йоги в Индии .
Большая часть учения вишнуитов (последователей Вишну, в том числе его воплощения – Кришны) касается детства Кришны в городе Вриндаван на реке Ямуна. Истории его детских проделок записаны в книге Шримад Бхагаватам. Истории других частей его жизни содержатся в других писаниях, в частности в Бхагавад Гите. Ему поклоняются гопи (девушки пастушки), которые были величайшими последователями Кришны. Они были страстными бхактами. Все, к чему они прикасались, что они видели и делали, было пронизано Кришной. Они наслаждались его вечными забавами, которые непрестанно происходят повсюду. В Шримад Бхагаватам говорится:
В каждой ветке, в каждом листке, цветке и плоде я вижу
Кришну и более ничего.
Двери и стены преобразились в зеркала.
Во всех направлениях я вижу тебя и только тебя.
Все камешки, камни и комья земли превратились в множество зеркал.
На одном уровне понимания гопи представляют чувства, полностью направлены на Кришну.

Сайт создан в системе uCoz