Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.2)


Атрибуты
Свадхистхана чакра представляет уровень бытия, где человек озабочен, главным образом, поиском приятных ощущений. Он стремится получать посредством органов чувств удовольствие в форме пищи, секса, алкоголя и т.п. Это очень похоже на муладхара чакру, с той разницей, что здесь более ценится получение удовольствий как таковых. На уровне муладхара чакры поиск приятных ощущений направлен на удовлетворение потребности в безопасности. На уровне свадхистханы люди посвящают всю свою жизнь получению удовольствия тем способом, который их устраивает. Мир, другие люди и все вещи рассматриваются в соответствии с количеством удовольствия, которое они могут приносить.
Как мы уже указывали, свадхистхана – это уровень, где начинают проявляться самскары (подсознательные и бессознательные умственные впечатления). Они очень ясно проявляются в непреодолимых желаниях пищи, секса и т.п. Это тот уровень человека, который очень интересовал Фрейда. Он не понимал, что человеческая природа простирается далеко за пределы этого уровня.
В книге Джона Вудрофа «Змеиная сила» перечисляются такие атрибуты свадхистханы, как легковерие, подозрительность, пренебрежение, ложное знание и безжалостность. Они взяты из оригинальных тантрических текстов.
Это все, что мы хотим сказать о характеристиках свадхистхана чакры, поскольку от простого знания этих атрибутов не слишком много толка. Кроме того, они произвольны, поскольку носят субъективный характер. Они представляют собой лишь проявления данного уровня осознания и никоим образом не отражают опыт этого уровня.
Утверждают, что большинство людей в мире функционируют преимущественно на уровне этой чакры.
Чакра кшетрам
В практиках крийя йоги используются активирующие точки всех главных чакр. Эти активирующие точки поднимаются от муладхары к аджна чакре, следуя очертаниям позвоночника между свадхистхана чакрой и аджна чакрой. Кроме того, считается, что у свадхистхана, манипура, анахата и вишуддхи чакр имеются физические аналоги на передней стороне тела. Они находятся прямо напротив соответствующих чакр и лежат в той же горизонтальной плоскости. Каждая из этих передних активирующих точек называется чакра кшетрам. Их можно считать отражениями исходных активирующих точек чакр. Отражение свадхистхана чакры называется свадхистхана кшетрам. То же справедливо в отношении других трех чакр – манипуры, анахаты и вишуддхи.
Эти передние центры, или кшетрам, очень важны в техниках крийя йоги. Необходимо уметь их находить. Поэтому в этой теме и в трех следующих уроках мы будем описывать практики, повышающие чувствительность как к активирующим точкам чакр, так и к соответствующим точкам кшетрам .
Местоположение
Физическая активирующая точка свадхистхана чакры находится у основания позвоночника, на копчике (хвостовой кости). Если вы положите руку на нижний конец позвоночника, то ощутите небольшую выпуклость в самом низу, сразу над заднепроходным отверстием. Это и есть копчик. Это область физической активирующей точки свадхистхана чакры.
Свадхистхана кшетрам физически располагается на уровне лобковой кости на передней стороне тела – чуть выше полового органа, прямо напротив копчика.
Можно считать, что эта точка находится на поверхности кожи.
Проведение различия между муладхарой и сватхистханой
Очень важно быть способным проводить различие между физическим положением муладхара чакры и свадхистхана чакры, а также свадхистхана кшетрам. Вы должны знать различие их местоположения анатомически, равно как и уметь чувствовать это различие с закрытыми глазами. Поэтому мы предлагаем, чтобы вы потратили какое то время, учась находить муладхара чакру , а затем попробовали простую практику для нахождения свадхистхана чакры и кшетрам, которую мы вскоре опишем. Это позволит вам более отчетливо находить и различать разные местоположения.
Помните: муладхара чакра располагается в промежности, между ногами. Она лежит примерно на полпути между свадхистхана чакрой и свадхистхана кшетрам, но немного ниже. Поначалу вам может быть трудно чувствовать и различать эти места, но по мере практики это постепенно будет становиться легче.
Практика
Примите удобную сидячую позу. Закройте глаза и расслабьте все тело.
Стадия 1: нахождение муладхара чакры
Направьте все свое внимание на область муладхара чакры .
Закройте глаза и расслабьте все тело.
Стадия 2: нахождение свадхистхана чакры Постарайтесь почувствовать положение свадхистхана чакры на копчике.
Лучший способ для этого – делать ашвини мудру с быстрыми сокращениями .
Постарайтесь ощутить волны давления, распространяющиеся из места физического сокращения.
Представьте себе, что основание позвоночника (копчик) – это деревянная опора мола над морем, а волны сокращения – это ударяющиеся о нее мощные морские волны. Сосредоточьте все свое внимание на основании позвоночника и ощущайте волны давления. Продолжайте это делать в течение нескольких минут. Затем переходите к следующей стадии.
Стадия 3: нахождение свадхистхана кшетрам
Сосредоточьте внимание на передней стороне тела прямо напротив копчика. Выполняйте ашвини мудру.
Чувствуйте волны давления, движущиеся наружу и наталкивающиеся на лобковую кость.
Зафиксируйте все свое внимание на точке свадхистхана кшетрам. Делайте это несколько минут.
Стадия 4: мысленное нахождение
В течение нескольких минут мысленно осознавайте биение пульса в точке муладхара чакры.
Затем постарайтесь прочувствовать биение пульса в свадхистхана чакре.
Делайте это несколько минут.
Затем почувствуйте биение пульса в свадхистхана кшетрам. Продолжайте в том же духе в течение нескольких минут. Важно, чтобы по мере тренировки вы обучались ясно чувствовать различие между этими активирующими точками. На этом практика завершается.
Вы можете расширять эту практику, выполняя любую из стадий, которая оказывается для вас самой трудной.
Продолжительность практики
Старайтесь заниматься по меньшей мере пятнадцать минут ежедневно, пока полностью не освоите практику. Таким образом, вы будете полностью подготовлены к следующему этапу .
Тема 4
Асаны. Практика
Матсьясана и супта ваджрасана – две великолепные асаны со сгибанием назад. Они прекрасно подходят в качестве противопоз для таких асан со сгибанием вперед, как пасчимоттанасана , ардха падма пасчимоттанасана, джану сиршасана и т.п., а также такой перевернутой асаны, как сарвангасана . Кроме того, они обладают собственными полезными свойствами.
Мы описываем их вместе, поскольку они обладают сходным благотворным действием. Обычно не обязательно выполнять их обе в программе асан. Выберите одну из них, которая вам больше нравится.
Матсьясана (поза рыбы)
Слово матсья на санскрите означает «рыба». Поэтому название этой асаны можно перевести как «поза рыбы». Поначалу это кажется странным названием для асаны, которая не имеет какого бы то ни было сходства с любой рыбой. Однако, использовав немного воображения, вы увидите, что ноги, сложенные в падмасану, напоминают хвост рыбы; остальное тело представляет тело рыбы, а голова соответствует голове рыбы. Это не так уж трудно себе представить. Но существует более важная причина, по которой эту асану называют позой рыбы: это прекрасная поза для плавания в воде в течение длительного времени.
Сложенные ноги изменяют положение центра тяжести тела; он перемещается ближе к голове. Это означает, что голову можно держать выше над водой, чтобы было легче дышать. Кроме того, поскольку ноги сложены в прочный замок, тело становится более компактным и устойчивым, и потому способно плавать в воде с гораздо меньшими усилиями.


Техника выполнения – классическая поза
Чтобы выполнять классическую позу, необходимо быть способным сидеть в падмасане .

Сайт создан в системе uCoz