Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.3)


Таково начало джняна йоги. Откажитесь от всех понятий.
С этой исходной позиции неприятия идеологий человек, стоящий на пути джняна йоги, должен начать задавать себе вопросы. Один из самых общеизвестных вопросов таков:
«Кто я?»
Этот метод предлагал Рамана Махариши. Если вы отвечаете на этот вопрос: «Я – Иван Петров», значит вы еще даже не начинали путь джняна йоги. Вы еще не освободили свой ум от обыденных, ничего не значащих и поверхностных логических ответов. Ваше имя – это только ярлык, нужный для того, чтобы отличать вас в обществе от вашего ближнего, которого, возможно, зовут «Петр Петров». Ваше имя – это не вы, а только средство, благодаря которому ваша почта доходит до вас, и вы получаете причитающуюся вам зарплату. Это ваш маркер, ваш ярлык – но не ваша личность. Ваше имя – это не вы.
Чтобы достичь успеха в джняна йоге, вы должны отбросить любые определения своего существования. Вас должно переполнять ощущение того, что вы не знаете, кто вы такой. Если вы просто задаете себе вопрос «Кто я?», не проникаясь им до глубины души и не испытывая непреодолимой потребности это узнать, то ничего не произойдет. Если вы повторяете этот вопрос, как попугай, то его смысл не будет проникать в более глубокие слои вашего существа. Именно поэтому джняна йога оказывается трудной для большинства людей: немногие люди могут становиться полностью одержимыми и поглощенными выяснением своей собственной природы.
Рамана Махариши шел по пути джняна йоги. Он задавался вопросом: «Кто я?» Он не просто повторял этот вопрос в течение пяти минут каждое утро перед завтраком. Вопрос пронизывал все его существо двадцать четыре часа в сутки, независимо от того, спал он или бодрствовал. Он проникал в его глубинное существо и наполнял его. Исследование Раманы Махариши продолжалось непрерывно, сознательно или бессознательно. Вопрос звучал в нем постоянно, независимо от того, что он делал – ходил, сидел или разговаривал. Все его существо было поглощено поиском ответа, вся его жизнь была поставлена на карту в этом поиске. И каков результат? Он постиг свою подлинную природу. Он достиг самореализации. Таков путь джняна йоги. Он требует от человека таких черт характера, чтобы он мог стойко придерживаться своего поиска и отчаянно стремиться узнать ответ... как будто от этого ответа зависит все. И на самом деле, это действительно так.
Не обязательно задавать вопрос: «Кто я?» Можно задавать любой вопрос, но это должен быть вопрос, на который вы отчаянно стремитесь найти ответ. На самом деле, если вы действительно готовы к пути джняна йоги, то вам, вероятно, нет нужды задавать вопрос. Вопрос уже будет налицо. Он будет изводить вас из под поверхности вашего ума. Если вам приходится садиться и спрашивать себя: «Какой вопрос мне себе задать?», то джняна йога – не ваш путь. Если в настоящее время вам нужно обдумывать вопрос, то это означает, что никакой вопрос не преследует вас в достаточной мере и что вы не задумываетесь глубоко и серьезно о природе своего существа и своего бытия. Если у вас есть вопрос, который преследует вас день и ночь, то этот вопрос будет вашим проводником на пути джняна йоги.
Несколько минут размышлений убедят вас в том, что джняна йога – это метод научного открытия, художественного творчества и музыкального вдохновения. Разумеется, в этих случаях его не называют джняна йогой, но процесс остается, по существу, одним и тем же. Все научные открытия, все художественные и музыкальные произведения имеют одну общую черту: они бросают вызов логике. Они возникают в результате интуитивных озарений. Восприятие научного закона или музыкальной пьесы происходит внезапно – оно подобно удару грома. Ученый, музыкант или художник внезапно видит нечто такое, что не определяется существующей совокупностью общепринятого и документированного знания. Никакие научные открытия или произведения искусства не создавались с помощью законов логики или интеллекта. Интеллект выходит на сцену впоследствии, когда озарения подвергаются рациональному осмыслению для согласования нового знания с существующими схемами мышления рационального мира.
Всю совокупность знания, известного и неизвестного, можно очень приближенно и не вполне корректно сравнить с большим полем (ради аналогии будем считать, что знание конечно). Поверхность и земля этого поля представляют всю совокупность знания. На поле имеются разнообразные ямы – некоторые большие, некоторые маленькие. Они представляют знание, известное в настоящее время. Размеры ямы соответствуют количеству знания по тому или иному конкретному вопросу. Именно логика и рациональное мышление расширяют каждую яму, используя в качестве ее основы «интуитивное» знание. Иными словами, возможно, что яму начал «копать» какой то ученый, который интуитивно угадал некоторое знание о конкретном феномене. Технология, прикладная наука и т.д. расширяют яму. Методы логики не «копают» новые ямы, а лишь расширяют существующие. Существуют большие части поля, где вообще нет ям. Это – «неизвестное знание». Единственный способ сделать это знание известным, состоит в том, чтобы «копать» новые ямы. Это достигается путем интуитивных озарений. Именно интуиция создает новые направления знания. Логика расширяет эти направления и применяет знание в мире с созидательными (и разрушительными) целями.
Мы попытались объяснить, какую существенную роль играет интуиция в мире науки и искусства. Теперь мы зададим вопрос: «Каким образом эти ученые, изобретатели, композиторы и художники получают свои интуитивные озарения?» Ответ прост: они позволяют какой то мысли или проблеме преследовать их день и ночь.

Сайт создан в системе uCoz