Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.3)


Примечание: после завершения 4 кругов в каждой позе следует поднимать осознание к бинду, повторять бинду мантру, опускать осознание к муладхаре, повторять муладхара мантру и затем расслабляться.
Дыхание
Как описано в варианте 1.
Общие подробности
Выбор метода
И маха мудра (крийя № 6), и маха бхеда мудра (крийя №7) имеют два альтернативных метода выполнения. Каждый вариант маха мудры выполняется в том же сидячем положении, как и соответствующий вариант маха бхеда мудры. Поэтому, чтобы ваша практика была непрерывной и текучей, мы рекомендуем вам использовать оба первых варианта либо оба вторых варианта.
Осознание
В ходе практики этой крийи вы должны осознавать следующее:
1. Течение праны по каналам арохан и аварохан и поочередно через центры кшетрам и чакры.
2. Мысленное повторение мантр: муладхара, бинду, насикагра, Уддияна и мул.
3. Движение головы и глаз.
4. Число выполненных кругов.
Продолжительность
Полная практика состоит из 12 кругов. Начинающим, которые делают только 3 круговых перемещения осознания «насикагра уддияна мул», потребуется около 8 минут; тем, кто делает по 12 полных вращений для 12 кругов, потребуется около 10 минут.
Последовательность
Маха бхеда мудру следует делать сразу после маха мудры и перед мандуки мудрой .
Счет кругов
Мысленно отсчитывайте каждый круг перед тем, как ваше осознание начинает подниматься по переднему каналу.
Отдых
И маха мудра, и маха бхеда мудра требуют немало усилий, особенно вначале. При желании, вы можете немного отдыхать сразу после маха мудры и перед началом маха бхеда мудры. Во время этого короткого, скажем, двухминутного отдыха вам следует закрыть глаза и сосредоточить осознание на дыхании.
Специфическое влияние
И маха мудра, и маха бхеда мудра представляют собой физические методы, которые оказывают глубокое влияние на праническом уровне. Они целенаправленно воздействуют на три центра:
муладхара чакру; манипура чакру; аджна чакру.
Независимо от того, осознаете вы это или нет, эти две крийи манипулируют энергиями в чакрах, используя их для вызывания сосредоточения ума и медитации.
Тема 2
Хатха йога. Басти
Басти представляет собой метод хатха йоги для очищения толстой кишки путем всасывания воздуха или воды через заднепроходное отверстие. Это одна из шаткарм (шести очистительных процессов), которые практиковались в Индии с незапамятных времен .
Это прямой и очевидный метод промывания и очищения кишечника, но как ни странно, ему редко учат учителя йоги, и он почти не упоминается в современных книгах по йоге. Это весьма плачевно, поскольку басти достаточно легко делать, и она может приносить много полезных результатов. Цель данной темы – объяснить основную технику и попытаться уговорить вас ее испробовать.
Определение
Санскритское слово басти (которое также нередко пишут как васти) – это общий термин для обозначения всего, что относится к нижнему отделу живота, тазу и мочевому пузырю. Технику басти часто называют басти карма. Слово карма в этом контексте означает «процесс или метод». Таким образом, басти или басти карма – это процесс, направленный на очищение нижней части живота, в особенности толстой кишки.
Существуют два типа басти: стхала и джала. Они имеют следующие основные и производные значения:
1. Стхала басти. Слово стхала означает «земля». Стхала басти – это метод, который выполняется стоя на сухой земле; иными словами, это практика, в которой человек втягивает в заднепроходное отверстие воздух (вместо воды). Этот метод также называют сукха басти; слово сукха означает «сухой». Поэтому сукха басти означает «сухая басти» или, точнее, «воздушная басти». Еще одно название воздушной басти – вата басти, где слово вата означает «воздух». Это практика очищения толстой кишки с помощью воздуха.
2. Джала басти. Слово джала означает «вода», следовательно, джала басти – это практика, в которой в задний проход всасывают воду. Она также называется вари басти, где вари означает «вода». Таким образом, вари басти представляет собой процесс очищения толстой кишки с помощью воды.
Эти две практики – воздушная и водная басти – очень похожи друг на друга, и потому мы будем описывать их вместе.
Упоминания в текстах
В отличие от некоторых других практик йоги басти вполне хорошо описана в некоторых традиционных текстах йоги. Вот цитаты из текста Гхеранд Самхита:
«Говорят, что басти карма бывает двух видов – джала и сукха. Джала басти делают в воде, а сукха басти делают на земле (то есть в воздухе)».
(шлока 1:46)
Это повторение того, что мы уже объяснили выше. Далее в тексте говорится:
«Стой в уткатасане в воде, доходящей до пупка. Сокращай и расширяй задний проход. Это называется джала басти».
(шлока 1:47)
Уткатасана – это стоячая поза, в которой человек слегка сгибает колени, наклоняется вперед и упирается руками в бедра чуть выше коленей. Это та же поза, в которой выполняется наули . В этой шлоке описан очень простой метод, в котором человек просто сокращает и расслабляет анальный сфинктер. Это называется ашвини мудра . Она помогает охлаждать и расслаблять органы брюшной полости. Текст продолжается:
«Джала басти исцеляет проблемы мочевыводящей системы, пищеварения и газообразования. Тело становится чистым и выглядит как Камадева (Купидон)»,
(шлока 1:48)
Мы отнюдь не обещаем, что вы станете подобны Купидону, но джала басти несомненно поможет вам оставаться здоровым или стать таковым.
Далее в тексте идет описание стхала басти:
«Сиди в пасчимоттанасане и делай басти.

Сайт создан в системе uCoz