Нада йога
Так возникает звук жужжащей пчелы.
Прислушиваясь к этому звуку, помести Манас в центр звука. Так приходит самадхи, знание «Со Хам» (Я—Он) возрастает и наступает великое счастье».
«Гхеранда Самхита» (7.10-7.11)
Мы садимся в сукхасану или сиддхасану, устанавливаем положение рук, как при сахита-кумбхаке, медленно вдыхая через одну ноздрю, выдыхаем через другую, пытаясь произвести горлом жужжание наподобие пчелы. Мы вслушиваемся в это жужжание, до тех пор, пока ум не сольется со звуком в самадхи и не произойдет растворение (лайя).
«Быстро вдохни воздух с громким звуком, подобным жужжанию, и медленно выдохни, производя более тихий звук жужжащей пчелы. Занимаясь этой практикой, садхак становится господином йогов, а его ум растворяется в блаженстве».
Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (2.68)
Это «бхрамари» (пранаяма «жужжащей пчелы»), она называется так потому, что звук, который йогин производит во время дыхания, похож на звук жужжания пчелы.
Вариант
1. Сядьте в правильную позу, сиддхасану или сукхасану, позвоночник прямой, тело устойчиво и полностью расслаблено. Глаза следует держать закрытыми.
2. Заткните уши указательными или средними пальцами. Сделайте медленный и глубокий вдох через нос, вслушиваясь в звуки дыхания.
3. Выдыхая, должен издаваться мягкий звук низкого тона, подобный жужжанию пчелы.
4. На продолжении всего выдоха удерживайте свое внимание на этом звуке.
5. Вновь сделайте глубокий вдох и затем выдох как описано выше.
Это один цикл. Выполните от 10 до 20 таких дыханий.
В более сложном варианте после выдоха выполняется задержка дыхания, джаландхара и мула бандхи.
Между циклами можно делать несколько вдохов-выдохов для восстановления естественного ритма дыхания.
По окончании практики пранаямы оставайтесь некоторое время в медитации, вслушиваясь в возникающие внутри звуки.
Вариант (с шанмукхи мудрой)
Этот вариант отличается от предыдущего тем, что после вдоха выполняется задержка дыхания, мула бандха и шанмукхи (йони) мудра, – то есть уши закрываются большими пальцами рук, глаза – указательными, ноздри – средними и рот – безымянными пальцами и мизинцами.
Удерживайте дыхание насколько это удобно для вас.
Созерцайте тонкие звуки или световые видения, которые могут возникать перед глазами, т.е., не следуя за ними, оставайтесь в осознанности. Не следует оценивать звуки, думать о них или пытаться получше рассмотреть их. Объединяйте звуки и присутствие осознанности.
Когда задержка дыхания подойдет к концу, ослабьте средние пальцы и сделайте плавный выдох, издавая жужжащий звук, как это описано в варианте 1
Выполните от 10 до 20 циклов.
Эту пранаяму рекомендуется выполнять после практик раздела Шакти-янтры, поскольку глубина проявляющихся звуков зависит от силы потока восходящей энергии в теле. Лучшие часы суток для созерцания звуков нада – раннее утро или поздний вечер.
Звук брамари вводит в повышенное осознавание, благодаря чему ветры входят в центральный канал.
II. ШАНМУКХИ (ЙОНИ-МУДРА)
Общее описание практики
В нада-йоге шанмукхи мудра используется как самодостаточная практика для раскрытия внутренних звуков нада.
«Йог, сидя в муктасане и сконцентрировавшись в шамбхави-мудре, должен вслушиваться в звук (наду), слышимый в правом ухе».
«Закрыв уши, глаза, нос и рот, в очищенном канале сушумна услышишь ясный звук».
Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.67, 4.68)
Обычно шанмукхи мудра выполняется в асане, когда йогин сидит на жесткой подушке, подобно верхом на лошади, так чтобы оказывалось давление на промежность. Локти располагаются на коленях, а указательные пальцы вставляются в уши. Поза должна быть достаточно устойчивой и неподвижной, чтобы не создавалось посторонних шумов при созерцании звуков нада.
Мышление должно быть полностью прекращено. Мы вслушиваемся в звуки, возникающие в районе головы или сердце. Если звук сразу не слышен, следует выполнять брамари пранаяму. В начале воспринимается некий фон, в котором проявляются тихие, едва уловимые звуки. Необходимо сконцентрироваться на них и удерживать внимательность как можно дольше.
Сайт создан в системе
uCoz