Нада йога
Нада-йога является уникальным тайным методом и искусным средством Лайи-йоги — более широкого учения об Освобождении, через растворение индивидуального сознания йогина, в трансцендентальном состоянии Изначального Ума — Брахмане. Считается, что учения Нада-йоги были впервые поведаны через откровения Адинатхом (Богом Шивой) древним риши и сиддхам, из которых наиболее известны и почитаемы Матсиендранатх и Горакшанатх.
В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:
"Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них — путь Нада"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (4.65)
Риши Яджнавалкья утверждал, что тот, кто умеет играть на вине (струнном инструменте), может легко направить прану в сушумна-нади и, став высшим йогом, обрести сиддхи. В пуранах, таких как Шримат-Бхагаватам, часто описывается сиддх Нарада, космический странник, путешествующий по всем мирам в тонком Теле Света. Он всегда изображается с виной. Подобные сиддхи, с точки зрения йоги, обретаются за счет контроля над элементом ветра. Вина здесь олицетворяет звук Нада, который двигает энергию ветра, давая способности к перемещениям в тонком теле по различным мирам вселенной.
Целью индийской музыки является достижение пранавы. Раги побуждают праны двигаться через определенные Нади и чакры, благодаря чему у слушателя возникает самйога праны и агни (соединение элемента ветра и огня), тогда он слышит внутренний звук Нада, поэтому занятия музыкой назывались "Надопасана" (стремлением испытать внутренний звук нада).
Когда мы говорим о Нада-йоге нас особо может воодушевить биография сиддха Винапы. Винапа достиг полной реализации и в конце жизни ушел в Ясный Свет в своем теле благодаря практике Нада-йоги, которой он обучился у своего гуру. Его имя "Винапа" происходит от названия древнеиндийского музыкального струнного инструмента "вина". До того, как стать йогином, он был принцем, увлекавшимся игрой на вине. Его увлечение было столь сильно, что ни государственные дела, ни наслаждения, ни учеба не заботили его. Родители были в замешательстве, не зная как передать ему трон. Однажды Винапа встретил странствующего йогина и под его влиянием проникся отвращением к сансаре. У него возникло сильное желание идти по пути Дхармы, однако он не мог оставить свою единственную привязанность — игру на вине. Его учитель, видя это, дал ему совет использовать свою привязанность в качестве духовной практики, и обучил медитации на звук, исходящий из его инструмента. Благодаря такой практике, Винапа полностью устранил все двойственные представления своего ума, обрел сиддхи и стал известен как великий святой. В конце жизни он ушел в Ясный свет Брахмана (Брахмаджьоти) вместе со своим телом.
Нада-йога стоит на особом положении среди йог, описываемых в тантрах. Многие святые и мудрецы неоднократно восхваляют Нада-йогу, как превосходное средство контроля ума и достижения самадхи.
"Нет асаны, подобной сидхасане, нет Кумбхаки (способа задерживать дыхание), подобной Кевала, нет Лайи (растворения), подобной Нада (во внутреннем звуке)"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", (1.45)
На пути Лайя-йоги садхак стремится освободиться от страданий сансары — старости, болезней, рождения и смерти и достичь Мокши (Освобождения). Освобождение означает развитие в уме йогина особого тонкого всепроникающего сознания (Джняны). Реализация этого сознания означает для йога радикальную смену самоощущения, прекращение отождествления с телом и мыслями. Йог, реализовавший Джняну, видит весь мир как долю и часть себя. Для него нет ни внешнего ни внутреннего. Все проявленные феномены воспринимаются как единые с его умом. Он больше не разделят на себя и других и не находится в тисках двойственности, обусловленной концептуальным мышлением. Он отсекает всякое цепляние за свое эго, свою маленькую личность и тело. Он выходит за пределы всех теорий, концепций, идеологий. Радость и горе, честь и бесчестие, хвала и хула, грешное и святое, чистое и нечистое, внешнее и внутреннее, великое и ничтожное, доброе и злое видится им как ярлыки, иллюзии, которые спроецированы человеческими умами на внешнюю реальность, подобно тому, как понятие змеи проецируется на веревку.
Сайт создан в системе
uCoz