Нада йога


4.90 Нада обуздывает мысль подобно тому, как железная узда сдерживает бешеного слона, бродящего в саду наслаждений — среди объектов восприятия и чувств"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика"
Наш ум может чрезвычайно привлекаться разнообразными мистическими звуками, возникающими в результате садханы Нада-йоги, благодаря этому возникает состояние однонаправленной концентрации — дхьяна.
"4.91 Когда мысль, лишенная своей неустойчивой природы, связывается путами Нада, тогда достигается высшая сосредоточенность, а мысль становится подобной птице, лишенной крыльев.
4.92 Желающий достичь совершенства в йоге, должен оставить все мысли и полностью сосредоточится на звуке Нада"
Шива-Самхита, Раджа-Йога
Поток нашего сознания, постоянно находится в активности, чистое зеркало нашего ума (праджняна), омрачается непрерывно идущими двойственными мыслями (вритти). Мысли, идущие непрерывным потоком, создают иллюзию собственного существования, тогда мы начинаем верить в них как в нечто реальное, наполненное отдельным бытием. Каждая мысль является проявлением определенной энергии и переживается нами как определенное мироощущение (бхавана), то есть определенное чувство себя и мира. Переживание бхаван затмевает свет и ясность врожденного, всегда присущего нам абсолютного сознания — Атмана. Тогда мы начинаем отождествлять себя не с нашим Истинным «Я», а с двойственными мыслями и его носителем — телом.
Благодаря концентрации на звуках Нада прерывается поток дискурсивного мышления и поверхностный движущийся ум растворяется в тонкой энергии звука, наступает состояние унмани (безмыслия), а затем поглощенности ума (мано-лайя), садхак возвращается к своему источнику. С точки зрения Лайя-йоги, унмани — всего лишь промежуточная ступень для открытия Естественной устойчивости в Атмане (Сахаджа-стхити). Это состояние так же называется Присутствие. Подлинное Присутствие не зависит от того, движется поток двойственных мыслей или нет. Находиться в Присутствии не отвлекаясь днем и ночью — вот великая задача того, кто стал на путь Лайя-йоги.
Однако начинающим не обойтись без остановки мыслей и практики концентрации. Обычно концентрация считается трудной практикой, требующей аскетизма и большой силы воли, однако концентрация на звуках Нада — это нечто привлекательное для нашего ума.
"4.97 Огонь, поглощающий дерево, умирает вместе с деревом. Так и мысль, сосредоточенная на Нада, умирает вместе со звуком.
4.98 Как олень, испуганный звуком, останавливается и убивается охотником, так останавливается Антахкарана"
Шива-Самхита, Раджа-Йога
Считается, что дхьяна возникает в том случае, когда ум непрерывно фиксируется на каком-либо объекте минимум 12 дхаран (144 секунды). Если же йогин способен удерживать однонаправленный ум на объекте в течение 12-ти дхьян (около 29 минут), то наступает самадхи, останавливается дыхание, замедляется сердце биение, а сознание йогина способно в это время контактировать с другими мирами.
"4.93 Нада подобен ловушке для поимке оленя (мысли). Подобно охотнику он убивает мысль.
4.94 Нада подобен столбу к которому привязывают бродячую лошадь (мысль). Йогин ежедневно должен практиковать сосредоточение на Нада.
4.96 Подобно змее, очарованной звуками флейты, мысль, поглощенная Нада, не движется"
Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика"
Когда мы начинаем практику, слышание звуков Нада само по себе является очень необычным опытом. В повседневной жизни мы не очень внимательны к внутренним ощущениям в уме и теле. Звуки Нада присутствуют всегда внутри нашего тела, но не отчетливо. Они возникают благодаря циркуляции энергии по нади — тонким энергетическим каналам. Десять основных видов энергии — пран, циркулируют по семидесяти двум тысячам каналов (Нади). Самые тонкие виды этих энергий представляют собой тончайший ясный свет и звук. Концентрируясь на внутренних звуках способом Нада-йоги мы открываем самые тонкие каналы нади в нашем энергетическом теле и входим в контакт с самым глубоким уровнем нашей внутренней реальности.
Согласно текстам, таких нади насчитывается 72 000 каналов, из них самый главный и наиболее ценимый йогинами — это Сушумна-нади (Авадхути-нади), находящийся внутри позвоночника.

Сайт создан в системе uCoz