Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.1)
Вы должны их осознавать – это необходимо. Если вы боретесь с ними, сопротивляетесь им или, быть может, даже наслаждаетесь ими, значит, вы от них не избавляетесь. Важно, чтобы вы наблюдали их появление с чувством полной отстраненности. Вообразите, что они существуют вне вас. То есть, вы должны постараться выработать к ним такое отношение, как будто они в каком то смысле отдельны от вас. Не отождествляйтесь с ними, поскольку этим вы только загоните их обратно в подсознание.
Тот факт, что вы осознаете подсознательные проявления с отстраненной позиции, сам по себе служит мощным оружием против того влияния, которое они оказывают на вашу жизнь. Простого осознанного распознания глубинных психологических конфликтов достаточно для устранения их из вашего ума. По существу, у вас почти нет выбора – проблемы автоматически вычеркиваются из ума. Многие люди, занимающиеся медитацией, возможно, не имели серьезной конфронтации с пугающими содержаниями ума, однако через некоторое время замечали большие перемены в своем отношении к жизни. Очищение ума происходило, однако, более тонким образом. С другой стороны, другие внезапно сталкиваются с мощной лавиной своих подсознательных проблем. Возможно, в течение какого то времени они даже бывают несчастны, но общим результатом, опять же, оказывается большая удовлетворенность жизнью. Только вам предстоит узнать те переживания, через которые вам суждено пройти. Но с каким бы «мусором» вам не пришлось столкнуться и разбираться, это, несомненно, пойдет вам на пользу.
Каким образом простое осознание этих подсознательных данных приводит к их устранению из ума? Возможно, тут одновременно действуют несколько факторов, но по нашему мнению, происходит следующее. Для исследования подсознания, прежде всего, необходима достаточная степень расслабления. Без определенного расслабления внимание человека будет оставаться обращенным вовне; его нельзя направить внутрь во внутренний мир ума. Следовательно, при распознавании этих подсознательных данных вы должны быть в состоянии расслабления. У вас нет выбора. Из собственного опыта во внешнем мире вы знаете, что когда вы расслаблены, события и конфликтные ситуации уже не оказывают на вас такого влияния, которым они обладают, когда вы напряжены. В состоянии расслабления вы автоматически видите все вещи в новом свете. Они оказывают меньше вредных воздействий на ваше существо. Так же дело обстоит, и когда вы сталкиваетесь со своими подсознательными проблемами в ходе медитативных практик. Помимо того, что вы их более ясно распознаете, они уже не имеют на вас сколько либо значительного влияния, и благодаря своему состоянию расслабления вы их исчерпываете. Если бы вы столкнулись со своими внутренними проблемами в состоянии напряженности (что, вероятно, невозможно), то они, скорее всего, оказали бы на вас огромное влияние, и вы были бы неспособны, от них избавиться.
Метод встречи с внутренними проблемами в состоянии расслабления широко применяется в психотерапии для устранения сознательных и бессознательных психологических конфликтов. Он называется десенсибилизацией, и будет обсуждаться чуть ниже. В нем используются те же основные принципы и механизмы, что и в медитативных техниках.
Хотя это, возможно, покажется не более чем игрой слов, нам бы хотелось прояснить один момент – а именно, что подсознательные данные, связанные с психологическими проблемами, в действительности не могут быть удалены из ума. Мы часто говорим, что можно и должно устранять проблемы из ума. Однако это всего лишь выражение, поскольку все данные запечатлены в уме навсегда. Говоря об устранении психологических проблем, мы на самом деле имеем ввиду устранение реакции человека на внутренние проблемы или воспоминания. В целях объяснения можно сказать, что психологическая проблема состоит из двух аспектов: фактических данных (например, о коровах) и эмоциональной реакции на эти данные (например, страха). Поэтому, когда речь идет об устранении психологической проблемы, в действительности имеется в виду нейтрализация эмоциональной реакции. Последняя, в каком то смысле, отделяется от подсознательных данных. Например, возможно, что вы испытываете страх, встречаясь с коровой, поскольку большая корова погналась за вами, когда вам было три года. Когда эта проблема устраняется, скажем, с помощью медитативных техник, подсознательные данные по прежнему остаются в уме, но теперь между коровами и страхом больше нет связи. Видя коров, вы, возможно, даже вспомните, что в детстве за вами погналась большая корова, но теперь вы больше не будете испытывать страха. Именно это мы имеем в виду, когда говорим, что психологические проблемы устраняются из ума. Нейтрализуются эмоциональные реакции. Возможно, этот момент покажется излишним теоретическим усложнением, не имеющим непосредственного отношения к практике, но мы остановились на нем, чтобы вы более ясно понимали процесс очищения ума. Кроме того, это дополнительно объясняет, почему необходимо распознавать подсознательные данные с отстраненным отношением и осознанием. Это нужно для того, чтобы изменить вашу эмоциональную реакцию на подсознательные проблемы, заменить отрицательные эмоции отстранённостью. Иными словами, цель состоит в том, чтобы выявлять ваши психологические проблемы и, в каком то смысле, перепрограммировать ваши обычные эмоциональные реакции, заменяя их другой реакцией, лишенной эмоционального содержания – непривязанностью. Если у вас нет эмоциональной реакции на подсознательные данные, значит, вы устранили эту конкретную проблему. Цель состоит в том, чтобы нейтрализовать все отрицательные эмоции, отделив их от всех подсознательных данных.
Однако, читатель не должен ошибочно полагать, что все устранение нежелательных элементов подсознательного ума действительно происходит во время медитативной практики. Это было бы полностью неверно, поскольку процесс очищения ума происходит неопределенным образом и в самые неожиданные моменты повседневной жизни. Медитативные практики и другие методы йоги каким то образом обостряют чувствительность человека к связям с внешними событиями. Этот вопрос трудно обсуждать, и, пожалуй, лучше всего будет привести конкретный пример, взятый из реального опыта. Когда садхаке было десять или двенадцать лет, самым приятным и увлекательным занятием в жизни для него была рыбалка. Наживкой, которую обычно насаживали на крючок, служили личинки синей мясной мухи, известные под названием опарыша. Их покупали тысячами в специальной металлической коробке в местной лавке, торговавшей исключительно товарами для рыболовства. После рыбалки оставшиеся личинки обычно выбрасывали в воду, чтобы прикормить рыбу, и освободить коробку. Однажды личинок оставили в коробке, чтобы использовать их на следующий день. Но на следующий день рыбалка по каким то причинам не состоялась. Как известно, личинки, в соответствии с законами природы, имеют обыкновение превращаться в мух. Именно это и происходило в закрытой коробке, но мальчик об этом не знал, поскольку был слишком занят другими делами, чтобы даже мельком подумать о коробке с наживкой. Затем однажды он открыл коробку, любопытствуя, что там внутри, и остолбенел, так как сотни черных жужжащих мух ринулись ему в лицо на своем пути к свободе. Ум очень впечатлителен в любом возрасте, особенно в молодости, и это переживание вызвало сильный эмоциональный шок – в подсознании мальчика отчётливо отпечатался страх. Через день или чуть позже это событие было забыто или вытеснено, однако страх оставался. Он больше не появлялся в сознательном восприятии вплоть до одного случая в ашраме.
Сайт создан в системе
uCoz