Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.1)


Низший и рациональный аспекты ума содержат признаки, определяющие нашу индивидуальную личность. С другой стороны, сверхсознание и коллективное бессознательное надличностны. То есть, они превосходят индивидуальность и составляют нашу общую основу. В действительности, сверхсознательную область, вероятно, можно считать неотъемлемой частью коллективного бессознательного, однако мы разделили их для удобства описания. Сверхсознательная сфера – это та часть коллективного бессознательного, из которой мы получаем самые возвышенные озарения. Все остальное коллективное бессознательное содержит накопленный опыт бытия – как прекрасное, так и уродливое, и то, что актуально, и то, что не имеет значения для нашей жизни. Конечно, все это субъективные реакции, поскольку на самом деле коллективное бессознательное по своей природе нейтрально; это не более чем запись того, что происходило, и того, что есть. Это голос вселенной, лишенный личных предпочтений. Он определяется в качестве хорошего или плохого только нашими индивидуальными вкусами, симпатиями и антипатиями.
Читателю ни в коем случае не следует предполагать, что коллективный бессознательный и сверхсознательный аспекты ума четко ограничены и расположены в определённом месте. В каком то смысле они везде: под, над, внутри и вне; они выходят за пределы индивидуального ума.
Кроме того, существует все большая тенденция полагать, что коллективное бессознательное (космический разум) содержит в себе не только отпечаток прошлого, но и план будущего. Таким образом, каждый из нас потенциально способен осознавать не только наше наследственное прошлое, но и будущее, то, что произойдет. Мы не просим вас в это верить, но этим легко объясняется распространенный феномен предвидения. Человек, который предсказывает будущие события, просто умеет осознавать эту конкретную часть коллективного бессознательного.
Читателю также не следует думать, что между личностным и безличным аспектами ума существует жесткое разграничение. На самом деле, такого деления не существует; они незаметно переходят друг в друга, подобно тому, как земная атмосфера постепенно переходит в окружающее космическое пространство.
Медитация и озарение различных уровней ума
Посвятив много времени и места попытке описания подходящей концепции или модели ума, мы теперь перейдем к рассмотрению медитации, и её взаимосвязи с различными психологическими явлениями
Цель медитации – направить наше обычно экстравертированное осознание вглубь областей ума. Представим себе личностные (то есть, инстинктивный и логический) уровни ума в виде стены. Нижняя часть стены изображает инстинктивный ум, а верхняя часть – рациональный ум. Область вне стены соответствует надличностному уму: сверху находится сверхсознательный ум, а снизу – коллективное бессознательное. Сейчас ночь, так что вы не видите стену и окружающее ее пространство; однако у вас есть фонарик, луч которого представляет ваше осознание. Луч имеет небольшой диаметр и потому освещает не всю стену и окружающее пространство, а только маленький участок поверхности. Во время обычного бодрствования луч нашего осознания освещает только рациональную часть ума или верхнюю часть стены. Поэтому на протяжении своей жизни мы действуем преимущественно на рациональном уровне. Наше осознание переходит от одной мысли к другой, но остается в пределах рационального ума.
Во время медитативных практик цель состоит в том, чтобы направить луч осознания вниз, чтобы он освещал низший ум или даже надличностный ум за пределами поверхности стены. Многие люди, немного продвинувшись в медитативной практике, начинают видеть гротескные видения и призраков, чудовищ и демонов, либо лицом к лицу сталкиваются с глубоко укоренившимися конфликтами, комплексами и фобиями. Они бывают крайне удивлены и нередко расстроены, когда видят эти феномены, поскольку ранее не знали и не представляли, что они существуют у них в уме.
В этом состоянии свет осознания направлен вниз, на низший уровень ума – инстинктивный ум. Осознание покидает свое обычное поле действий и начинает высвечивать нашу инстинктивную природу, с ее желаниями, маниями, ненавистью и предубеждениями. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проявлением наших глубинных проблем, всплывающих на поверхность в виде эмоциональных вспышек, гнева, депрессии, беспокойства и многих других стрессовых реакций. Однако мы обычно не знаем их источника или первопричины. Когда наше осознание исследует низший ум, мы сталкиваемся с корнями этих проблем. Когда они известны, от них можно освободиться; в действительности, они пропадают сами собой.
Прежде чем можно будет превзойти низший ум и направить луч осознания за пределы стены, или личностного ума, необходимо полностью исчерпать эти возмущения. Следует освободить низший ум от хаоса и ненужного мусора. Низший ум как бы притягивает осознание, как магнит притягивает железные опилки; он как будто принуждает осознание исследовать и очищать его. Или, скорее, низший ум действует как завеса, которая не дает нам видеть более глубокие аспекты ума. Лишь когда рассеивается этот туман проблем, мы становимся способны переживать запредельное.
Лишь когда луч осознания направлен за пределы стены, на бессознательную и сверхсознательную области, начинается подлинная медитация. Мы превосходим как рациональное, так и инстинктивное мышление. Мы вступаем в сферу надличностного опыта – сферу переживаний наших предков и интуитивных вспышек вдохновения. Это мир за пределами слов, не поддающийся рациональному объяснению. Только личная встреча может убедить вас в его подлинности.
Высшей точкой медитации становится просветление, когда человека затопляет свет истины, и он познает радость познания, известную мудрецам всех веков; когда он постигает реальность, лежащую в основе всего сущего, а также свою собственную подлинную сущность и сущность других людей. Он понимает, что основу всего бытия составляет Я, и что в каждом из нас заключено бесконечное количество знания и энергии.
Внутренний и внешний мир
Пассивные техники медитации позволяют человеку погружаться во внутренние глубины ума. Чем в большей степени он очищает свой низший ум, тем счастливее становится во взаимодействии с внешним миром в повседневной жизни, достигая гармонии с внешними событиями вместо того, чтобы бороться с ними. На смену постоянной напряженности приходит спокойствие.
Чем глубже человек проникает во внутренние области, тем больше он способен видеть реальность во внешнем мире. Он понимает, что на самом деле, нет почти или вовсе никакого различия между внешней и внутренней сферами бытия. Различие только кажется существующим из за нашего логического мышления и отсутствия понимания нашей подлинной сущности. Не кто иной, как Христос говорил:
«Когда внешнее становится внутренним, приходит знание Царствия Небесного».
У многих людей существует ошибочное представление, что интроспективные по своей природе медитативные практики уводят человека от участия в повседневных делах. Это далеко не так. На самом деле, происходит прямо противоположное – внешние действия человека, то есть, поверхностные проявления его внутренней сущности, становятся гораздо более мощными и значительными. Чем глубже он проникает во внутренние области, тем сильнее выражает себя во внешней деятельности. Вся его жизнь, работа, игра и т.д. пронизана радостью, эффективностью и силой. Человек становится способным на такое, что раньше казалось ему выходящим за пределы возможностей. Знание внутреннего ведет к знанию внешнего. Более высокое осознание внутреннего мира ума ведет к более высокому осознанию окружающего внешнего мира.

Сайт создан в системе uCoz