Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.1)

Это произведение тоже призвано вдохновлять тех, кто вступил на путь йоги. В этом трактате ясно описаны многие научные идеи, лишь недавно получившие распространение. В тексте делается попытка объяснить все аспекты творения и, в конечном счете, связать их с сознанием. В нем обсуждаются все стороны жизни, от здоровья и болезней до счастья и страдания. Текст содержит описание различных методов достижения духовной реализации и многократно подчеркивает важность непосредственного восприятия и опыта в противовес знанию из вторых рук. В нем говорится о различных путях йоги, особенно, о пути медитации и джняны. Кроме того, рекомендуется пранаяма как метод управления умом и достижения медитативного состояния. Однако, эта книга не подходит для тех, кто только начинает заниматься йогой, ибо хотя она и представляет собой сокровищницу знаний и прекрасной поэзии, но не содержит сколько либо подробных указаний относительно пути, по которому следует идти. По существу, в ней отсутствуют практические аспекты йоги, и она, скорее предназначена для тех, кто уже знаком с техниками йоги и имел высшие переживания.
В Махабхарате основной текст, повествующий о военных сражениях в определенный период истории Индии, перемежается со многими отрывками, непосредственно относящимися к йоге. Однако, суть ее учения содержится во всемирно известной части, именуемой Бхагавад Гита. Это поэма из семисот стихов, в которой воплощение Бога – Кришна, играющий роль возницы во время главной битвы эпоса, обучает великого воина Арджуну практике йоги. Хотя при слишком буквальной интерпретации и чрезмерно строгом интеллектуальном анализе её текст легко может показаться противоречивым, он был и по прежнему остается источником вдохновения и руководства для тех, кто идет по пути йоги. По мере того, как человек продвигается по этому пути, ему открываются на страницах Бхагавад Гиты все новые слои мудрости; перед ним постоянно развертываются все более высокие уровни смысла. Кажущиеся противоречия и парадоксы постепенно исчезают, и человек начинает понимать, насколько это поразительный текст.
Бхагавад Гита – это поистине совершенный текст йоги, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения. Он сжато, но конкретно описывает принципы карма йоги (путь действия), джняна йоги (путь интуиции), бхакти йоги (путь преданности) и дхьяна йоги (путь медитации). По существу, его можно считать лучшим трактатом по карма йоге.
Именно в Бхагавад Гите мы действительно видим, что йога предназначена для всех, а не для отдельных отшельников. До написания этого текста йогу, как правило, считали чем то «не от мира сего», никак не связанным с повседневной жизнью. Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что ее можно практиковать, лишь удалившись от всех повседневных обязанностей или в какое то время в будущем, когда представится такая возможность. Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека. Еще одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путем. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно. До написания Гиты существовала тенденция считать разные пути отдельными, а некоторые из них – даже взаимоисключающими. Именно в Гите сформулирована основополагающая структура науки йоги в том виде, как она известна в наши дни.
Пока что мы коснулись только истории развития йогической литературы. Это необходимо, поскольку мы можем уверенно судить о развитии йоги только на основании древних текстов. Однако, в то же самое время, йогу разрабатывали и совершенствовали практикующие и гуру, которые затем устно передавали свои учения. Фактически, именно они на собственном опыте создавали и развивали практики йоги, стараясь добиться наилучших результатов. Тесты могут всего лишь отражать идеи, преобладавшие в то или иное время.
Поскольку учения йоги обычно передавались в устной форме, ее развитие было бессистемным. Разные учителя учили разным методам, так что до своей систематизации йога была собранием разнообразных, не связанных друг с другом техник, пронизанным всевозможными личными верованиями и суевериями. Именно здесь авторы древних текстов сыграли величайшую роль, собрав воедино и обобщив все эти разнородные идеи. Одним из самых выдающихся авторов был Риши Патанджали, который незадолго до рождения Христа написал текст под названием Йога Сутры, до сих пор считающийся классическим и авторитетным трактатом по раджа йоге. Всего в ста девяносто шести шлоках Патанджали рассмотрел основы философии, предысторию, методы и достижения раджа йоги. В определенном смысле можно сказать, что он был в большей степени составителем, чем автором, поскольку собрал все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединил их во всестороннюю и гармоничную систему. Он, несомненно, не изобретал пути раджа йоги, ибо ее составляющие, по существу, были известны с начала ведического периода, за тысячи лет до него.
В этой книге на высоком научном уровне освещен весь круг проблем раджа йоги, от моральных предписаний до физического и ментального аспектов и, наконец, самореализации. Некоторые лаконичные замечания Патанджали относительно ума намного опережают даже современные психологические представления. Фактически, в современной психологии наблюдается тенденция к адаптации и внедрению древних идей йоги, в частности тех, что выдвигал Патанджали.
Основной фундамент йоги, в ее сегодняшнем виде, был уже заложен к тому времени, когда Патанджали закончил писать Йога Сутры. Предстояло появиться еще многим текстам и усовершенствованиям, но структура йоги была в общих чертах определена; требовалось лишь заполнить оставшиеся пробелы. Это делали, главным образом, многочисленные комментаторы, которые вновь и вновь интерпретировали традиционные тексты. Нередко это вместо ясности вносило еще большую путаницу, поскольку появление множества различающихся комментариев приводило к спорам и домыслам. Тем не менее, некоторые из этих учёных все же пролили определенный свет на традиционные тексты йоги. В качестве примера можно назвать Шанкарачарью, который лично прокомментировал двенадцать различных Упанишад и Бхагавад Гиту, а также написал множество оригинальных книг по йоге, в том числе Вивекачудамани (Драгоценная вершина мудрости), Апарокшанубхути (Непосредственный опыт реальности) и Атмабодхи (Познание Я). Эти трактаты сами по себе были шедеврами. Шанкарачарья сам активно занимался практикой йоги и знал ее важность на собственном опыте. В отличие от многих других, он не довольствовался чисто интеллектуальным анализом учения йоги без непосредственного личного опыта.
Были и многие другие люди, которые вносили важный вклад в развитие йоги и которых мы должны упомянуть. Так, хотя бхакти йогу практиковали на протяжении всех эпох с момента зарождения учения йоги, в средние века ее развитие получило особенно мощный толчок, благодаря таким практикам, как Кабир, Тулсидас, Чайтанья Махапрабху, Нам Дев и многие другие. Все они писали прекрасные поэтические произведения, которые даже сейчас воспламеняют сердца своим чувством преданности. Люди, подобные Кабиру, не только выражали свою пылкую любовь в поэзии, но и дополняли стихи ясными практическими советами относительно пути бхакти йоги и других путей.

Сайт создан в системе uCoz