Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.1)

В классическом тексте хатха йоги Гхеранд Самхита она считается одной из шаткарм . Поскольку остальные пять практик шаткарм (нети, дхоути и т.д.) касаются только очищения тела, тратака кажется здесь совершенно неуместной – по существу, аномалией. Однако она рассматривается как последняя из шаткарм, и включена в их число вполне обоснованно – а именно, как промежуточная ступень между физически ориентированными практиками и умственными практиками, которые ведут к более высокому осознанию. В каком то смысле, тратака играет роль моста между хатха йогой и раджа йогой.
Тантра, которая, вероятно, представляет собой наиболее всеобъемлющую духовную систему из всех, когда либо созданных, и которая легла в основу йоги, широко применяет тратаку в своих многочисленных практиках, где роль объекта поклонения или осознания играют символические диаграммы, божества или объекты. Тратаку в той или иной, порой сильно замаскированной форме, используют почти все религиозные и духовные системы. В индуизме неотъемлемую часть религиозной практики составляет сидение перед изображением или статуей Кришны или Шивы, символом АУМ и т.д. Хотя многие сочтут это формой поклонения и, разумеется, это может быть таковой, если поклоняющийся искренен, в действительности, это разновидность тратаки, поскольку цель состоит в сосредоточении ума на внешнем божестве. Это приводит к успокоению ума и состоянию медитации. Кроме того, многие индуисты обладают способностью по своей воле создавать внутренние образы внешних объектов и выполнять внутреннюю тратаку.
То же самое происходит в христианстве, хотя и в менее очевидной форме. В церкви имеются изображения Христа, свечи, и всегда присутствует символический крест. Эти объекты служат точками сосредоточения для тратаки, хотя, разумеется, под этим названием она не известна. Все эти объекты имеют глубокий символический смысл, который обычно действует под уровнем обыденного сознания. Иными словами, эти символы соотносятся с опытом и памятью, которые содержатся в том, что Юнг называл коллективным бессознательным, и стимулируют их. Поэтому эти объекты осознания пробуждают переживания и знания, которое обычно нам недоступны.
В тибетском буддизме тратака часто выполняется путем сосредоточения на различных божествах, Будде и разнообразных геометрических фигурах, которые называются янтрами или мандалами. Даже в дзен буддизме используется тратака, хотя, возможно, в более абстрактной форме, наподобие сосредоточения взгляда на пустой стене. Практика тратаки не ограничена йогой. Это универсальный метод, который во все времена использовался для выхода за пределы обычного опыта. Тратака – простая, но в то же время чрезвычайно мощная техника, и именно поэтому столь многие различные системы и религии в той или иной форме использовали ее в качестве средства достижения духовного подъема.
Различные методы тратаки
Тратака состоит из трех различных видов практики:
1.Только внешней (бахир) тратаки.
2. Сочетания внешней и внутренней (антар) тратаки.
3. Только внутренней тратаки.
Внешнюю тратаку можно практиковать и отдельно, хотя, в действительности, для достижения наилучших результатов ее обычно соединяют с внутренней тратакой. Техника, которую мы будем обсуждать в этом и следующем уроках, представляет собой сочетание внешней и внутренней тратаки. Самой эффективной, хотя и более трудной техникой является внутренняя тратака, выполняемая в отдельности – третий этап практики тратаки .
1. Внешняя тратака. Её можно делать, используя практически любой объект. Некоторые рекомендации по этому поводу будут даны ниже. Прекрасную разновидность внешней тратаки представляет агочари мудра . Поскольку большинство людей привыкли в течение всей своей жизни постоянно быть обращенными к внешнему миру, для них оказывается почти невозможным закрыть глаза больше чем на несколько секунд, если только они не собираются спать. В этой ситуации можно использовать внешнюю тратаку. Однако наиболее полезная цель внешней тратаки – тренировка глаз, чтобы можно было длительное время, не моргая, смотреть на объект и сформировать его четкий внутренний послеобраз для целей внутренней тратаки.
2. Сочетание внешней и внутренней тратаки. Именно эту разновидность тратаки мы будем описывать в данном разделе и в следующем уроке . Человек сначала смотрит в течение некоторого времени на какую либо точку или внешний объект, затем закрывает глаза и смотрит на послеобраз этого же объекта. Как и прежде, можно использовать любой предмет, однако лучше всего подходит яркий объект, поскольку он формирует на сетчатке глаз отчётливый рисунок, который можно ясно видеть, закрыв глаза. Хотя этап внешней тратаки в определенной степени помогает сосредоточиться, его основная цель – создание четкого внутреннего образа. Во время внутренней тратаки этот послеобраз действует как почти исключительный объект внимания. Если он достаточно яркий и четкий, то будет, в каком то смысле, зачаровывать ваше внимание так, что вы больше ничего не будете осознавать. Это как раз то, что нужно, ибо ведет к сосредоточению умственных сил и, в свою очередь, к медитации.
Метод сочетания внешней и внутренней тратаки особенно полезен тем, кому крайне трудно по своей воле создавать внутренний образ без внешнего прототипа. Те люди, которые могут без труда создавать устойчивый и четкий внутренний образ без помощи внешнего объекта, могут практиковать одну лишь внутреннюю тратаку.
3. Внутренняя тратака. Эта разновидность тратаки в наибольшей степени содействует интроспекции и исследованию ума, поскольку в ней, в отличие от двух предыдущих вариантов, полностью отсутствует контакт с внешним миром. Однако две другие формы наиболее подходят для общей практики и, особенно, для начинающих. Причина состоит в том, что у большинства людей беспокойный ум, который постоянно пребывает в состоянии смятения и борьбы. В таких обстоятельствах обычно бывает трудно создать мысленный образ, который будет достаточно непреодолимым, чтобы захватить внимание ума. Если ум взбудоражен, и вы выполняете внутреннюю тратаку, как правило, оказывается, что постоянно блуждающий ум быстро забывает о внутреннем образе и отвлекается на другие мысли. В результате вы не получаете большей части благ практики. В этих условиях гораздо лучше делать только внешнюю тратаку или внешнюю тратаку в сочетании с внутренней, поскольку отчетливый и более осязаемый характер внешнего объекта будет легче удерживать внимание ума, исключая другие мысли.
Вам, безусловно, следует выполнять внутреннюю тратаку, когда вы сможете создавать четкий внутренний образ и почувствуете, что ваш ум достиг достаточной степени невозмутимости и устойчивости. Такое состояние наступит, если вы практикуете йогу честно и с энтузиазмом. Внутренняя тратака – это мощный метод развития осознания более глубоких аспектов ума и пробуждения его удивительного потенциала.
Выбор объекта осознания
Вы можете выбрать практически любой предмет. Вы должны сами решить, что вам больше всего подходит. Однако мы советуем, чтобы этот объект имел для вас какое то значение. Так вы легче сможете удерживать свое осознание на объекте во время тратаки. В качестве примера, ниже приводится перечень обычно используемых объектов :
1. пламя свечи
2. крест
3. символ АУМ
4. цветок, например, роза или лотос.
5. черная точка на белом листе бумаги
6. восходящее солнце (но не полуденное солнце)
7. луна
8. звезда
9. шивалингам
10. кончик носа
11. точка между бровями
12. глаза другого человека
13. небо
14. вода
15. Ишта Девата (личное божество)
16.

Сайт создан в системе uCoz