Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.1)

Она представляет собой выполнение повседневных дел с постоянным осознанием и, в то же время, без каких либо ожиданий вознаграждения. Это – жизнь в настоящем, которая позволяет осуществлять гораздо более эффективные, плодотворные и значимые действия. Полностью отдаваясь выполняемой работе, мы, как правило, ослабляем власть эго. В этом суть карма йоги, и это позволяет переживать меньше эмоциональных и психологических потрясений. Это помогает сделать ум более спокойным и умиротворённым при любых обстоятельствах и более восприимчивым к практикам йоги, что само по себе может вести к состоянию медитации. Мы будем более подробно обсуждать карма йогу в последующих уроках .
Бхакти йога
Это йога преданности и любви. Она переориентирует эмоции на любовь к гуру, божеству или другому подходящему объекту. Таким образом, эмоции получают выход, а не подавляются и не распыляются во всевозможных направлениях. Бхакти йог полностью отдается объекту своего поклонения, что ведет к утрате индивидуальности или эго. В результате, исчезают эмоциональные и психологические проблемы, усиливается сосредоточение, и открывается путь к высшему осознанию и самореализации. Подробное обсуждение бхакти йоги и ее преимуществ будет дано в Книге II .
Джняна йога
Это путь исследования. Это не путь интеллекта, как считают многие люди. Джняна йога направлена на преодоление ограничений интеллекта или логических способностей человека – так как же она может быть путем интеллекта? Высшее осознание никогда не может возникнуть в результате рационального мышления. Джняна йога – это путь к интуитивному знанию, а оно является алогичным – ни логичным, ни нелогичным, превосходя и то, и другое.
На этом пути человек задается вопросами о сути бытия и своей подлинной природе. Для успеха на этом пути необходимы усилия, сосредоточение и полная поглощенность исследованием. Без этих качеств невозможно озарение. Под озарением мы подразумеваем не получение стандартных ответов, а обретение интуитивного знания, которое невыразимо словами. Если человек может рассказать об озарении, это обычно означает, что оно не произошло. По этой причине столь многие великие йоги отказывались рассказывать о своих высочайших переживаниях. Они знали, что это невозможно.
Путь джняна йоги открыт для всех, но, в то же время, лишь немногие люди действительно готовы к нему. Они отягощены слишком многими психологическими конфликтами и проблемами и неспособны расслабляться. Они растрачивают свою умственную энергию на разные занятия и, потому, не обладают достаточной целеустремленностью, чтобы продолжать свои поиски до тех пор, пока не получат ответов в виде откровений. Поэтому большинству людей следует идти другими путями йоги, чтобы очистить свой ум и развить силу сосредоточения. Достигнув прогресса в йоге, они могут обратиться к пути джняна йоги. Предмет джняна йоги будет более полно описан в Томе III .
Раджа йога
Это путь интроспекции. Он включает в себя многие другие отдельные пути йоги, которые мы вкратце упомянем. На этом пути человек пытается исследовать различные сферы ума: сознательные, подсознательные, сверхсознательные и запредельные. Цель состоит в том, чтобы все больше осознавать эти разные аспекты бытия. Раджа йога направлена на постепенное превосхождение внешней среды физического тела, ориентацию сознания на внутреннюю среду. Каждый человек обладает сознанием; оно может быть направлено вовне, либо внутрь. Мы можем осознавать либо внешнюю окружающую среду, либо внутренний мир. Обычно, наше внимание направлено на внешние объекты. Если восприятие внешнего мира отключается, как это делается в раджа йоге, сознание должно обратиться внутрь, потому что оно должно быть куда то направлено. Когда оно обращается внутрь, оно начинает освещать внутреннее бытие и мы можем исследовать самих себя. Обычно мы видим только поверхность океана ума; нам недоступно то, что находится под ней. Если мы погружаемся в глубины, двигаясь к дну, то можем увидеть обычно скрытые от нас более глубокие аспекты ума. В этом цель многочисленных разновидностей раджа йоги. Мы вкратце упомянем некоторые из ее основных типов:
Йогу Патанджали часто прямо отождествляют с раджа йогой, поскольку они считаются синонимами. Однако, для целей нашего обсуждения, мы будем использовать название «раджа йога» для целой группы различных путей интроспективного характера. Система йоги Патанджали состоит из восьми шагов или ступеней, которые искатель должен по очереди осваивать на пути к самореализации .
1. яма (самоограничение)
2. нияма (самодисциплина)
3. асаны (позы)
4. пранаяма (регулирование праны посредством управления дыханием)
5. пратьяхара (отключение сознания от внешнего мира)
6. дхарана (концентрация)
7. дхьяна (медитация)
8. самадхи (отождествление с чистым сознанием)
Кундалини йога – это система йоги, которая занимается пробуждением существующих внутри каждого из нас пранических или психических центров, именуемых чакрами. Чакры представляют собой центры биоплазменной энергии и непосредственно связаны с различными уровнями осознания . В теле имеется множество чакр, однако кундалини йога имеет дело лишь с шестью главными, которые расположены вдоль всего позвоночника. Кундалини йога направлена на то, чтобы пробуждать эти чакры и, тем самым, вызывать более высокие состояния сознания. В некотором смысле, она «ставит телегу впереди лошади»; иными словами, когда человек достигает более высоких состояний осознания, например, путем практики других видов йоги, соответствующие чакры открываются автоматически. Кундалини йога подходит к этому с противоположной стороны, пытаясь сначала открывать чакры, чтобы пробуждать соответствующие уровни осознания.
Эту силу или энергию, которую человек обретает в форме более высокого осознания, символизирует змея, которая, как утверждают, обитает в нижней части туловища. Эту разновидность йоги также называют лайя йогой.
Мантра йога – это йога звука. К огромному сожалению, большинство людей ничего не знают о могуществе звука, однако древние мудрецы на собственном опыте установили, что звук способен оказывать невероятно сильное влияние на ум и тело, а также вызывать изменения в материальном мире. Древние йоги экспериментировали с различными сочетаниями звуков и обнаружили, что они могут приводить к удивительным изменениям в уме, причём разные звуки вызывают разные эффекты. Они называли эти особые звуки мантрами и передавали их из поколения в поколение.
В мантра йоге энергия звука используется для стимуляции интроспекции и тонких изменений в уме, а также для вызывания психических и ментальных проявлений. Обычно ту или иную мантру повторяют вновь и вновь, мысленно или вслух, что приводит к психологической уравновешенности, сосредоточению и осознанию внутренних умственных процессов. Это мощный метод достижения медитативных состояний.
Мантра йогу также называют джапа йогой, хотя термин джапа йога обычно имеет более ограниченное значение .
Дхьяна йогу чаще всего рассматривают как отдельное направление йоги. Однако слово дхьяна означает медитацию . Поэтому это название, в определенном смысле может относиться к целям и более высоким этапам всех видов йоги.
Крийя йога – это йогический путь движения и осознания. Этой мощной системе посвящена третья часть данной книги. Крийя йога нацелена на осознание процессов во внутреннем мире человека.
Резюме
Существует множество других разновидностей йоги – шива йога, сиддха йога, санкхья йога, буддхи йога, санньяса йога, маха йога и ещё многие, которые мы не упомянули. Все это прекрасные системы, но они укладываются в рамки пяти перечисленных выше основных категорий.

Сайт создан в системе uCoz