Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.1)

Словесные описания Упанишад являются не целью, а средством: когда одного мудреца попросили определить Я, или сознание, он дал восхитительный, но совершенно неинтеллектуальный и нелогичный ответ: «нети нети», что означает «ни то, ни это». Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами – он требует немалых усилий. Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы. Нечто подобное говорил и другой великий йог и духовный учитель – Христос: «Узок путь, ведущий к жизни (самореализации)».
Во многих Упанишадах авторы пытаются описывать высший духовный опыт и понимание или знание, которое они получали. Для этой цели они используют аналогии, притчи и, порой, прекрасную поэзию. Другие Упанишады имеют более практическую направленность и описывают психологические установки, которые необходимо вырабатывать и принимать, чтобы встать на путь йоги и успешно продвигаться по нему. Третьи содержат краткие высказывания о методах, которые можно использовать для достижения медитации. Кроме того, обсуждаются и многие другие темы.
Упанишады слишком многочисленны, и круг вопросов, который они охватывают, слишком разнообразен, чтобы сколько либо подробно рассматривать здесь их содержание. Однако, мы можем дать краткое резюме общего спектра их учений.
Во многих Упанишадах значительное место уделяется описанию праны и ее значения. Авторы более ранних Упанишад – Брихадаранъяки, Чхандогьи, Тайтирьи и т.п. вполне осознавали тот факт, что прана составляет основу всех форм жизни. Они описывают существующие в теле, но не принадлежащие ему психические проводящие пути, по которым протекает прана, включая все важные нади – ида, пингала и сушумна . В более поздних Упанишадах, таких как Прашна и Катха, эта тема получила дальнейшее развитие. В них различные формы праны в теле классифицируются в соответствии с их местоположением и функциями, и утверждается, что в теле человека существует семьдесят две тысячи нади, или пранических каналов. Кроме того, в них говорится о кундалини (психической и духовной силы), существующей в теле в форме змеи.
В ранних Упанишадах, например, Кене и Ише, впервые косвенно формулировались предписания карма йоги, хотя полностью ее сущность была изложена лишь позднее, в Бхагавад Гите. Именно в этих Упанишадах была впервые показана возможность движения по пути йоги и достижения ее вершины без отказа от выполнения повседневных обязанностей. До этого времени было принято считать, что духовный путь и путь йоги совершенно несовместимы с мирскими делами, и требуют ухода от мира.
Различные Упанишады, например, Прашна и Катха, содержат чрезвычайно подробные обсуждения мантры АУМ. По существу, Мандукья полностью посвящена комментариям, относящимся к этой теме. В этих текстах снова и снова подчеркивается, что легче всего достичь состояния медитации, сосредоточиваясь на мантре АУМ. В Мундака Упанишаде АУМ сравнивается с луком, индивидуальное «я» со стрелой, а Брахман или Я – с целью. Если стрелу нацеливать с полным сосредоточением, она, несомненно, поразит цель и сольется с ней. Поэтому именно с помощью АУМ можно достигать высших состояний медитации.
В ранних Упанишадах заложены некоторые из основных правил раджа йоги, которую позднее полностью систематизировал и изложил Патанджали. По сути дела, в Упанишадах упоминаются разнообразные полезные указания; вот лишь два примера:
«Держа тело, шею и голову ровно, направь свое осознание в область сердца, и тогда АУМ послужит тебе лодкой, чтобы пересечь реку страха».
Светасватара Упанишада
Кстати, это первый случай, когда в традиционном тексте было указано, что сидячая поза подходит для медитации.
«Высший путь начинается, когда пять чувств и ум успокоены, и когда интеллект молчит. Эта безмятежность чувств и есть йога».
Катха Упанишада
Здесь четко определяется смысл пятого состояния раджа йоги – пратьяхары – в котором осознание человека отстранено от внешнего мира и органов чувств. Фактически, это важное предварительное состояние для достижения состояния медитации с помощью техник раджа йоги снова и снова объясняется в Упанишадах.
Мы упомянули лишь некоторые из самых ранних Упанишад, которые считаются наиболее важными. В этих текстах, а также в так называемых младших Упанишадах содержатся бесценные россыпи информации о других аспектах йоги. Например, Йогачуда мани охватывает широкий спектр практических аспектов йоги – от асан и пранаямы до психических центров и самореализации. Кроме того, в ней рассматриваются, хотя и недостаточно подробно, некоторые практики, составляющие часть крийя йоги. Другие Упанишады также могут служить источником многих практических и теоретических принципов йоги. Единственное, чего нет в Упанишадах – это систематического изложения и обобщения путей йоги; они представляют собой собрание глубоких идей в смеси с другими видами информации. По существу, можно сказать, что Упанишады призваны, в большей степени вдохновлять, чем наставлять. В период составления Упанишад, практически до самого недавнего времени, наставления, касающиеся практической йоги, всегда давались лично учителем. Авторы текстов знали это, и потому не давали подробного описания техник. Они оставляли это на усмотрение гуру, а также до более поздних текстов йоги.
Хотя Упанишады не содержат сколь либо подробного объяснения практик йоги, они пронизаны радостью более высокого осознания, как лучами полуденного солнца. Возвышенные вопросы бытия рассматриваются в них с невероятной простотой и непосредственностью. Ответы, которые они дают, сами по себе являются откровениями. Любой человек может читать Упанишады, по крайней мере, с некоторой степенью понимания и сочувствия, не теряясь в дебрях чрезмерных умствований, столь свойственных многим другим традиционных текстам. Они призваны упрощать, а не усложнять.
Два крупных эпических текста – Махабхарата и Рамаяна – были написаны около трех с половиной тысячелетий назад, незадолго до рождения Будды. Проявив немного фантазии, название «Махабхарата» можно примерно перевести как «Великая книга индийской культуры», а «Рамаяна» – как «Путь Рамы». Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, все таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой. Мы хотим лишь бегло коснуться их содержания, ибо хотя они и обсуждают йогу, это делается, в основном, в форме символических повествований. Несмотря на то, что эти две книги, сами по себе, являются произведениями искусства, в них, за исключением Бхагавад Гиты, которую мы вскоре будем обсуждать, в основном, не дается систематического изложения йоги.
Даже в сегодняшней Индии, Рамаяна, пожалуй, остается самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний – как внешних, так и внутренних – с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.
Еще один традиционный текст под названием Йога Васиштха считается непосредственным наследием и продолжением Рамаяны. Он также представляет собой собрание духовных наставлений и отличается глубиной своих научных и духовных идей.

Сайт создан в системе uCoz