Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.1)


Это длинное описание дано не с целью впечатлить вас или заполнить пустые страницы, а чтобы показать, что устранение психологических проблем будет иметь огромные и важные последствия для вашей жизни. Разумеется, опыт, который мы описали, вам предстоит испытать в будущем, однако каждый, кто захочет приложить усилия, чтобы исследовать свой ум, сможет его познать и понять. Нужно только старание – и ничего больше. Это звучит просто, однако требует постоянных усилий и настойчивости. Но коль скоро вы начинаете генеральную уборку своего ума, вы можете только выиграть; достигая большего сознания, вы будете способны настраиваться на более высокое знание. Вам самим выбирать – полировать ли отражающую поверхность своего ума или позволять ему оставаться неупорядоченным и не способным отражать или воспринимать запредельное.
Практика
Ранее мы говорили, что считаем обусловливание психологической проблемой, по существу, одной из главных причин страдания в жизни . Важность этого факта невозможно переоценить. Поэтому первой темой, которую мы рассмотрим, будет устранение обусловливания .
Устранение обусловливания
Йога направлена на постепенное устранение застарелых и косных привычек, догм и заученных шаблонов, чтобы человек обретал приспособляемость к новым ситуациям и совершенную восприимчивость к новым видам опыта. Большинство людей, подобно роботам, ведут механическое существование, стереотипно реагируя на ситуации и поступки других людей. У них абсолютно отсутствует непосредственность. С самого рождения нас учат и тренируют реагировать на те или иные ситуации неизменным и автоматическим образом. Мы подобны собакам Павлова: звенит звонок и у нас начинается слюноотделение. Это может показаться преувеличением – что ж, возможно и так – но мы пытаемся убедить вас, что действия большинства людей лишены свободы и спонтанности. Оглянитесь вокруг, посмотрите, как ведут себя окружающие вас люди, а лучше всего – посмотрите на себя. Вы обнаружите, что большая часть ваших поступков – это глубоко укоренившиеся привычки. И это лишь то, что лежит на поверхности.
Известно, что чем более осознающим становится человек, тем меньше он подвержен привычкам. Спокойный ум, свободный от тревог и обусловливания, обладает невероятными способностями проницательности, восприятия и принятия решений, и может адаптироваться к любой ситуации. Кроме того, необусловленный ум адекватно реагирует на существующую ситуацию, и предпринимаемые действия точно соответствуют обстоятельствам. Ум становится чрезвычайно острым и гибким. В то же время, обусловленный ум будет действовать в соответствии с собственной надуманной и ограниченной интерпретацией ситуации, либо согласно своей привычной запрограммированной реакции. Принимаемое в результате этого решение очень редко бывает оптимальным в конкретных обстоятельствах.
Прекрасный пример обусловленности приводится в дзен буддизме. Мастер дзен задал одному из своих учеников вопрос. Когда ученик ответил, наставник остался доволен его ответом. На другой день учитель вновь задал этому же ученику в точности тот же вопрос. Ученик возразил, что он уже отвечал на него. Учитель признал этот факт, но, тем не менее, попросил ученика ответить еще раз. Ученик исправно сделал это, дав в точности тот же ответ, что раньше. Учитель сильно рассердился, а ученик никак не мог понять, на что именно. Поэтому он спросил учителя, почему тот остался доволен вчера и разгневался сегодня, хотя ответ был тот же самый. Мастер дзен объяснил, что каждый момент жизни отличается от другого, и потому человек по настоящему непосредственный будет отвечать в соответствии с новой ситуацией. Ученик же просто воспроизвёл стереотипный ответ, закрепившийся в его памяти. Он не жил в настоящем, а полностью подчинился диктату своего обусловливания.
Как происходит обусловливание? Ответ очень прост. С раннего детства нас учат реагировать на внешние импульсы определённым образом. Это приводит к определённым физическим действиям, высказываниям, умственной деятельности и т.п. Когда действия повторяются снова и снова, они становятся привычкой, и человек делается обусловленным. Чем больше накапливается подобных привычек, тем более косной и автоматической становится наша жизнь. Вместо того, чтобы реагировать непосредственно, спонтанно, мы превращаемся в ходячих роботов, запрограммированных на выполнение действий, которые мало связаны с реальной ситуацией. Каждый живёт в своём собственном выдуманном мирке. Свами Шивананда прекрасно резюмировал это в следующем стихотворении:
Посеешь мысль – и пожнёшь поступок.
Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Некоторые люди считают, что вся наша жизнь полностью обусловлена нашим характером, и с этим ничего нельзя поделать. Это действительно так, но только на низком уровне осознания. Чем большего уровня осознания достигает человек, тем менее обусловленным он становится. Великие святые, мудрецы и йоги определённо не были обусловленными, поскольку сферы их жизни и опыта лежали за пределами обусловливания. Они обитали в сферах, где судьба и свобода воли не имеют смысла. Любого, кто пытается предсказывать поступки и реакции человека, пребывающего в более высоком состоянии сознания, ожидает большой сюрприз. Поступки и реакции такого человека непредсказуемы. Причина очень проста – в отличие от большинства обычных людей, он не обусловлен. Если вы зададите ему вопрос, то ответ, скорее всего, будет неожиданным. Спросите другого человека – и вы, вероятно, будете заранее точно знать, что он ответит. На внешнее впечатление последует автоматическая реакция. Большинство людей обусловлены застарелыми и глубоко укоренившимися привычками мышления и действия.
Как можно начать избавляться от этого обусловливания? Ответом служит йога; по существу, одна из главных целей йоги состоит в разрушении обусловливания, чтобы человек мог стать спонтанным и восприимчивым существом. Помните, что под спонтанностью мы подразумеваем не автоматические реакции; мы имеем в виду совершенное восприятие и восприимчивость к внешней и внутренней среде, так что когда человек выполняет действия, они полностью гармонируют со всем внешним, внутренним и запредельным. Помните также, что спонтанность не может быть ни принудительной, ни созданной по желанию; она может только случаться как естественное следствие свободного и раскованного ума. Практика медитации позволяет медленно, но верно избавляться от обусловливания и привычек. Ум будет медленно возвращаться к своей первоначальной и естественной функции совершенного отражателя.
Есть и дополнительные методы. Старайтесь в ходе повседневной деятельности размышлять над своими поступками. Когда вы что либо делаете или думаете определенным образом, спрашивайте себя, почему вы поступаете именно так. Не является ли это действие условным рефлексом, не имеющим отношения к конкретной ситуации? Как только вы начнете распознавать свое обусловливание, вы будете неосознанно предпринимать шаги для его устранения. Важно распознание. Большинство людей не отдают себе отчета в том, что они действуют как роботы. То же касается и всех ваших убеждений. Подвергайте их сомнению с реалистичной позиции: «Обоснованы ли они, или я придерживаюсь их без какой либо реальной и убедительной причины? Я придерживаюсь убеждения, что все, кто оставляют двери открытыми – идиоты. Почему я так считаю?» Это справедливо и в отношении всех наших желаний. «Почему я испытываю такое сильное желание съедать по пять плиток шоколада в день? Почему я прилагаю такие огромные усилия, чтобы произвести впечатление на своих соседей?» Перечень бесконечен, и вы должны обдумывать подобные вопросы сами.

Сайт создан в системе uCoz