Свара йога

В связи с этим величайший ученый нашего времени Эйнштейн сказал: «Поэтому мы можем рассматривать материю как сущее, сотканное из отдельных пространственных слоев, которые пронизаны единым и очень интенсивным полем (сознанием)... в новой физике нет места для обоих, т.е. для поля (сознания) и для материи, поскольку поле (сознание) - единственная реальность»(*1).
Космический разум и прана
В тантре имеется красивое описание о том, как взаимодействие сознания с праной проявило всю вселенную. Здесь подразумевается не только космическая вселенная, но также и наша собственная индивидуальная вселенная внутри каждого из нас. Тантрические тексты сообщают, что прежде, чем возникли галактики, врожденный и несотворимый потенциал творения уже существовал в хиранъя гарбхе, в золотом яйце или универсальном лоне созидания в форме бинду, что означает «точка». Эту точку можно сравнить с семенем, которое обладает беспредельным потенциалом. Из этой бесконечно малой точки развернулась бесконечно грандиозная вселенная.
Бинду имеет два энергетических полюса - положительный и отрицательный, а внутри ядра бинду присутствует материя. Положительный полюс воплощает сознание или Шиву (символ времени), а отрицательный - прану или Шакти (символ пространства). Пока Шива и Шакти спят вместе - нет движения, нет света и нет творения. Но как только произошло центробежное расщепление этих двух сил на положительный и отрицательный полюс - они начинают влиять друг на друга и взаимодействовать. Это взаимодействие постепенно усиливается, приближая две полярные силы, пока, наконец, они вновь сливаются в ядре.
Время и пространство должны быть сначала отделены, прежде чем они могут встретиться. Когда эти две силы, время и пространство, Шива и Шакти, снова встречаются, возникает ослепительная вспышка, и ядро материи разрывается на триллионы фрагментов, в которых формируются туманности творения. Частота и скорость вибраций этих туманностей так высока, что они выделяют ультразвуковые волны и свет. Таково первое проявление космической праны, которая символизирует космическое тело или вират. Так в процессе созидания и эволюции возникают два определенных аспекта - хиранья гарбха или космический разум и вират или космическая прана. Свара йога сравнивает Шакти и Шиву с праной и читтой, которые проявлены в теле как инда и пингала. В философии санкхьи они известны под терминами пракрити и пуруша, а в даосизме как инь и ян. Эти силы пробудили все мироздание и рассыпали искры галактик.









Vam
Mantra for Apas, the water element


Глава 6. УМ И СОЗНАНИЕ
Йогины с незапамятных времен воспринимают тонкие вибрации и умеют различать и определять, где ум, а где сознание. Поскольку их чувствительность очень высока, они без особого труда воспринимают то, что другие не видят и не слышат. В царстве всего сущего они выделяли вибрацию сознания, которое многие отождествляют с умом. Но ум только инструмент сознания. Та способность, которая наделяет нас возможностью знать больше, чем ум и есть сознание.
Рассекая тело на части, вы можете увидеть мозг, но не найдететам ума. При помощи современной технологии вы, возможно, обнаружите прану. Но нет устройства, которое бы смогло измерить или вычислить степень ума, не говоря уже о качестве сознания.
Масштабы ума
Йога определяет ум как плод атма шакти или творческой силы сознания. В Бхагавад Гите Кришна сравнивает ум с каретой, тело и чувства - с лошадьми и атму с - кучером. Это три уровня, которыми мы оперируем. В свара йоге каждый уровень связан с определенным каналом нади. Пингала обуславливает понимание внешнего мира и побуждает тело к действиям, ида отвлекает ум от внешнего мира и погружает во внутренний мир самосознания, сушумна - канал для продвижения трансцендентального сознания.
Согласно Юнгу и другим современным психологам, ум классифицируется по трем уровням - сознательный, подсознательный и бессознательный. Йога их определяет соответственно терминами джаграт, свапна и сушупти. Пока сознание сковано рамками этих трех состояний, оно ослеплено опытом ума и тела. Но йога описывает и другой, четвертый уровень, где ум уже ничем не скован и ничто его не ограничивает. Здесь сознание перемещается в более высокое измерение, которое называется турия и находится вне досягаемости объективного или субъективного опыта.
Здесь уже нет индивидуальности, нет понятий «я» и «ты», нет прошлого, настоящего и будущего, а есть только единство и цельность. В этом состоянии индивидуальное сознание и прана возвращаются в космическое тело.
Три состояния сознания
В состоянии бодрствования (джаграт), внешний мир воспринимается посредством грубого физического тела (стхула шарира).

Сайт создан в системе uCoz