Свара йога


Гуна — качество природы. Тройная способность природы или пракрити (см. тамас, раджас и саттва).
Гуру — духовно просветленная личность, которая светом своей души может рассеять мрак неведения и иллюзии ума, и возвысить душу своего ученика.
Гхати — период времени, равный 24 минутам.
Гуру Пурнима — Пурнима означает полную луну. Гуру сравнивают с полной луной, потому что он отражает свет Истины, как полная луна отражает свет солнца.
Гуру чакра — аджна чакра, шишковидная железа.
Гьянендрия — пять чувств восприятия: уши, глаза, нос, язык и кожа.
Д
Дакшина свара — активность правой ноздри, когда поток воздуха свободно струится сквозь правую ноздрю (пингала нади).
Дашами — десятый день лунной фазы, появляющийся два раза в месяц.
Двития — второй день лунной фазы, встречающийся один раз в две недели.
Девадатта — пранический поток, вызывающий зевоту.
Джаграт — состояние осознанной реальности.
Джагрит — сознательный, активный.
Джагрити — царство ума, материальный мир чувств.
Джала таттва — элемент воды, апас.
Джива нади — нади, устремленная вверх (позиция, не зафиксированная в Упанишадах).
Джива — индивидуальная жизнь.
Дживатма — индивидуальная душа.
Джнана — то же, что и гьяна; познание или знание, мудрость.
Дхананджая — один из упа-пранических потоков, который остается в теле после смерти.
Дхарана — методика концентрации. Стадия, когда ум полностью сосредоточен или однонаправлен.
Дхарма — обязанность, долг, добродетель, праведность.
Дхату — строительные элементы, жизненно важные ткани;
существует семь таких прослоек (сапта дхату).
Дхьяна — медитация. Стадия сосредоточенности ума, когда медитирующий и объект медитации сливаются.
И
Ида нади — одна из основных нади, функционирующая на левой стороне тела; проводник энергетических возможностей ума (манас шакти). Некоторые полагают, что область ида нади ограничивается пространством от муладхары до аджна чакры. Но опыт подсказывает, что это не совсем так. Ида действительно начинается от муладхары, но затем проходит через все чакры, пересекая их прежде, чем достигнет аджны. Она, таким образом, олицетворяет сокровенный внутренний мир и подсознание.
Ишта — личная форма божества.
Й
Йога — состояние единства между сознанием человека и сознанием Космоса; процесс слияния этих двух сил в одном теле; освобождение сознания от тирании ума.
Йога данда — особый стержень, при помощи которого йогины изменяют поток свары.
Йони мудра — или шанмукхи мудра, которая блокирует на голове шесть каналов восприятия.
К
Кандастхана — точки пересечения нади в муладхаре или манипуре.
Карана шарира — тело причинных связей.
Карма — судьба, действие; закон причин и следствий; действия и реакции на действия.
Кармашайя — память, сохраняющая прошлые впечатления, дела, слова и мысли.
Кармендрийя — органы действия (руки, ноги, язык, органы выделения и размножения).
Коша — оболочка тела и ума, царство опыта.
Крикара вайю — воздушный пранический поток, стимулирующий голод, жажду, чихание и кашель.
Кришна пакша — период в две темные недели, когда уменьшается луна.
Кумбхака — задержка дыхания.
Кундалини — духовная энергия человека; способность сознания; змеиная сила, которую можно пробудить и перемещать по сушумне в позвоночном столбе вверх и вниз; внутренний звук этих перемещений напоминает шипение змеи.
Курма нади — расположена ниже горла в форме перевернутой черепахи. Патанджали утверждает, что если мы практикуем и совершенствуем самьяму этой нади, то обретаем стойкость и невозмутимость по всем параметрам: ментально, физически, эмоционально и психически.
Курма вайю — воздушный пранический поток, вызывающий мигание век.
Куху нади — расположена перед сушумной.
Кхечарн мудра — йогическое упражнение, при котором глаза закрыты, взгдяд устремлен в межбровье, а кончик языка упирается в мягкую часть нёба.
Л
Лакшми — богиня изобилия, супруга Вишну и сила Шакти манипуры. В текстах свары сказано, что свара йога находится под покровительством Лакшми. Это означает, что культивируя свара йогу, мы способны пробудить манипура чакру, активизировать прану и обеспечить все необходимые потребности тела, включая и материальные.
М
Мала — четки специфического типа из 108, 54 или 27 бусин, используемых для джапы и мантра садханы. Эти четки обычно изготовляют из дерева тулси, сандала, рудракши, коралла, кристалла, драгоценных камней и освящаются гуру.
Манаса — ограниченный и обусловленный мирским мышлением ум.
Манаса шакти — ментальная энергия, функционирующая в канале ида нади.
Маномайя коша — оболочка или сфера ума и мышления.

Сайт создан в системе uCoz