Свара йога

Иногда систему нади называют нервной системой. Но такие авторитетные источники, как Чхандогья и Брихадараньяка Упанишады ясно сообщают, что нади - очень тонкие невидимые каналы. Слово нади восходит к санскритскому корню над, что означает поток. Нада - это резонатор тонких вибраций. В Упанишадах говорится, что нади пронизывают и насыщают праной или дыханием жизни все тело от пальцев ног до макушки головы и что источником жизненной энергии и всего сущего является Атман.
Паутина нади настолько безгранична, что даже йогические тексты сообщают различные данные. Например, Горакша Сатарка и Хатха Йога Прадипика называют 72,000 нади; Прапанчасара Тантра - 300,000; Шива Самхита - 350,000. Но независимо от точного числа нади, описание структуры везде одно и то же: их сравнивают с тончайшими лепестками лотоса, корни которого растут из основания позвоночника.
Чтобы определить, какова же природа нади, японский ученый Хироши Мотояма провел научное исследование и обнаружил устойчивые очаги электромагнитного напряжения, локализованного в непосредственной близости к нервной системе(*1). Ученый убежден, что он открыл нади и акупунктурные меридианы.
Десять главных нади
Любая электрическая цепь состоит из трех потенциалов: один положительный, другой отрицательный и третий нейтральный.
Аналогично внутри тела имеются три нади для проводимости энергии. Наука йоги отрицательный канал называет термином ида - это канал манас шакти или силы ума; положительный канал - питала, которая продвигает энергию прана шакти. Чтобы избежать короткого замыкания между + и - имеется третий канал сушумна в качестве заземления, укорененного в чакру земли муладхару, в которой дремлет могучая энергия, подобно огненной магме Земли, способной извергаться наружу. Однако цель сушумны состоит в том, чтобы приготовиться к прохождению духовной энергии, потенциал которой неизмеримо больший, чем у манаса или прана шакти. Для этого йогины разработали специфические методы активизации сушумны.
Из всех тысяч нади сушумна, как считают, наиболее важна. Шива Свародайя насчитывает десять главных нади, которые являются вратами входа и выхода из тела. Из этих десяти ида, пингала и сушумна определяются как важнейшие проводники высокого напряжения, текущего к подстанциям или чакрам, расположенным вдоль позвоночника. Остальные семь нади получили соответствующие названия: гандхари соединяется с левым глазом, хастиджихва - с правым глазом, пуша - с правым ухом, яшасвини - с левым ухом, аламбуша - со ртом, куху - с органами размножения и шанкхини - с прямой кишкой. Другие Упанишады называют приблизительно от 14 до 19 важных нади и включают джихву, курму, пайясвини, сарасвати, саумья, шура, варуни, виламбха и вишводари. О природе и функциях этих нади рассказывает и свара йога, так для всех практических целей каждому приходится концентрироваться на иде, пингале и сушумне, поскольку они управляют всей системой каналов и жизнедеятельностью тела.
Что считать положительным, а что - отрицательны
Необходимо понять, что ида и пингала - это противоположные аспекты одной праны или шакти. Это означает, что термины «положительный» и «отрицательный» носят чисто описательный характер, их не следует смешивать с положительными и отрицательными ионами или с позитивными и негативными мыслями и чувствами.
Так, например, ученые считают, что отрицательные ионы в теле человека оказывают положительный эффект на его общее самочувствие. А между тем отрицательная символика иды характеризует умственный уровень, а положительная символика пингалы определяет физический уровень активации. И здесь нет никакого отрицательного или положительного эффекта. Рассуждая о нади, мы должны точно знать, что понимаем под словами «положительный» и «отрицательный».
Тропа иды
Отрицательный канал ида привносит сознание в каждую часть тела. Шива Свародайя сравнивает ее с луной (чандрой), которая наделяет иду лунной энергией и поэтому этот канал иногда называют чандра нади. Ида связана с парасимпатической нервной системой (ПНС), которая посылает импульсы к висцеральным органам для стимуляции внутренних процессов, расслабляет мышцы, понижает температуру тела. Поэтому и говорят, что ида охлаждает, расслабляет и побуждает к внутреннему созерцанию.
Конечно, тропа иды отличается. Корень иды находится в основании позвоночного столба, где расположен первый энергетический центр муладхара чакра. Отсюда она восходит с левой стороны муладхары, спиралью извивается вверх, пересекает четыре энергетических центра в сплетениях позвоночника и финиширует в основании левой ноздри, в точке соединения с аджна чакрой, шестым энергетическим центром.

Сайт создан в системе uCoz