Свара йога


Когда какой-либо запах активизирует наше обоняние, в нервных сплетениях носа возникают определенные импульсы, которые молниеносно устремляются в центр обоняния, локализованный в коре головного мозга. Далее возникает ответная реакция, которая стимулирует инстинкты страха, агрессии, удовольствия, боли и особенно сексуальное побуждение. Фактически у примитивных существ из отряда позвоночных мозг регистрирует большую часть информации запахом. Поэтому этот центр обоняния называют «носовым мозгом». Запах активизирует многие наши естественные и спонтанные реакции, но так как мы обладаем более высокими способностями сознания и разума, запахи не являются для нас таким решающим фактором, как у животных.
И все же специфические запахи могут сильно возбудить соответствующие нервные центры в коре головного мозга и вызвать эмоциональную реакцию. Женщины более чувствительны к запахам, чем мужчины и особенно в среднем периоде менструального цикла (*5). Этот факт позволил науке установить связь между обонянием и продуцированием сексуальных гормонов.
Тантра давно открыла, что обоняние тесно связано с чакрой муладхарой - энергетическим центром, расположенным в основании позвоночника. В этом центре сосредоточен потенциал духовной энергии человека. Чтобы разбудить муладхару, мы используем йогическую практику концентрации тратаку, в которой необходимо пристально смотреть на кончик носа и бдительно прислушиваться к звукам вдоха и выдоха через нос. Подобная техника повышает порог нашего обонятельного восприятия, особенно если мы вдыхаем такие приятные запахи, как благоухание сандала. Различные запахи стимулируют различные энергетические центры, а сандаловое дерево, как считают эксперты, активизирует нижний центр позвоночного столба или муладхару. Это аромат тонкого тела. Итак, несмотря на то, что эта практика основана на физиологическом принципе, она дает возможность развить более тонкую чувствительность к тонким вибрациям. Более того - она даже способна пробудить кундалини.Этот мощный генератор воскресит еще неисследованные наукой области мозга, благодаря которым еще в глубокой древности было совершено высшее открытие всего человечества - самореализация и постижение абсолютной Сущности.
Носовые цепи
Свара йога объясняет, что идой и пингалой (двумя главными энергетическими цепями) можно управлять при помощи дыхания. Если нарушено свободное прохождение пранических потоков в этих двух каналах, дыхание также будет затруднено в левой ноздре (ида) или в правой (пингала). Электроносографические исследования показали, что энергетическим потенциалом насыщена слизистая мембрана носа, но степень этой концентрации в разных ноздрях различна(*6) и зависит от общего психофизического состояния личности. В связи с этим мы можем вместе со свара йогой сделать вывод, что наука, наконец, установила прямую связь между прохождением воздуха через левую ноздрю и электромагнитными токами, протекающими по левой стороне позвоночного столба, и наоборот - между прохождением воздуха через правую ноздрю и электромагнитными токами, протекающими по правой стороне позвоночного столба.
С точки зрения свара йоги это очень важно, так как отрицательный канал иды начинается и заканчивается на левой половине тела и потому ида контролирует именно эту область, а положительный канал пингалы начинается и заканчивается на правой половине тела и потому пингала контролирует правую сторону. Следовательно, если наблюдается нарушение в ритмах или циклах дыхания, следует ожидать аналогичную реакцию в той или иной части тела.
Наука свара йоги давно обратила внимание на то, что ида и пингала функционируют ритмично и альтернативно. Исследователи заметили, что нарушение гормональных циклов и биоритмов можно упорядочить, если устранить напряженность в слизистой оболочке носа(*7). Чтобы восстановить равновесие тела, ума и праны, Хатха Йога Прадипика предлагает: «Вдохни прану через левую ноздрю, задержи дыхание и выдохни через правую. Затем вдохни правой ноздрей, задержи дыхание и выдохни через левую ноздрю» (2:10). Эта специфическая практика известна, как нади шодхана пранаяма. Свара йога рекомендует совершать ее регулярно, так как она чрезвычайно важна для баланса пранических потоков.

Глава 5. СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ С ЭНЕРГИЕЙ
Однако цель свара йоги не исчерпывается только регулированием и управлением психофизических сил посредством контроля дыхания. Древняя наука часто акцентирует концентрацию на пране, чтобы практикующий получил самый важный опыт - опыт действительного существования Высшего Сознания.

Сайт создан в системе uCoz