Йога Ананда Лахари

Стрекало заставляет животное двигаться. Когда проявляется хотя бы узкий лучик Богини Шри, он, как стимул, как погоняло, заставляет забыть обо всём мелком, недостойном, дабы устремиться к этому прекрасному образу. Человеку суждено оставаться на пути желаний, которые символизирует петля в руке Дэви. Петля одновременно олицетворяет и желания, и свет знания, который позволяет видеть мудрым всю тщетность этих желаний. Никто не может отказаться от своих желаний, пока они не будут полностью исчерпаны. Здесь добавляется аспект сознания: каждый из этих предметов символизирует собой действие. Атрибуты в её руках – это намёк, подсказка, что каждый предмет имеет вполне конкретное свойство оказывать действие на человека.
Пусть она (подруга Шивы – богиня Шри), гордость разрушителя трёх городов (Шивы), появится перед нами. В ипостаси Разрушителя трёх городов выступает бог Шива. Богиня Трипура Сундари (Красавица Трёх Миров) - одно из имён богини. Слово Трипура обозначает три города. По преданию, злые демоны создали однажды три воюющих летающих города, в которых процветали пороки, злодеяния и которые никто не мог победить. Если кто-то решался одолеть их, то два других города тут же нападали и разбивали его. Но в один прекрасный момент три города выстроились один над другим в ряд. И тогда Шива пронзил их одной стрелой, и они погибли в одночасье. Сама же Богиня Трипура Сундари может без боя захватить эти три города. С точки зрения йоги - это более чем миф, это указание на конкретную практику. Здесь иносказательно упоминается о Кундалини-йоге, то есть о пронзании трёх энергетических узлов (трёх групп чакр) в теле человека стрелой Кундалини. Эти три группы соответствуют грубому, тонкому и причинному телам. Как демоны создали три города, которые трудно победить, также и наши навязчивые мысли создают препятствия в наших телах, которые трудно преодолеть. Эти препятствия в теле человека и уничтожаются стрелами бога Камы.
«Пусть она появится перед нами». Это является конкретным призывом. С одной стороны мы видим лишь то, что хотим видеть. А с другой стороны мы не можем заставить проявиться её. Обычно она проявляется сама. Это призыв, просьба, мольба – пусть она покажется, в чём, через что покажется? Мы будем удерживать образ в разуме, контролировать потоки праны, чтобы этот образ стал стабильным, чтобы центр сосредоточения стал стабильным. Вы достигнете такой степени концентрации на этом образе, что он станет перед вами более ясно, чем весь окружающий мир. Он проявится. А когда он проявится, то появятся и все свойства, которыми этот образ наделён. Т.е. все аспекты тех или иных сил проявятся. Богиня Шри - это запредельная красота, сводящая с ума, и всё в этом мире происходит во имя этой красоты. Но мы не сможем её увидеть, если не будет на то её воли. Не существует никакой благой кармы, чтоб мы могли её увидеть. Есть только её высочайшая милость, чтобы открыться нам. Различные ритуалы помогают нам «открываться» ей (обряд Посвящения в йоге и тантре; ритуалы, использующие солнечные и лунные затмения; ритуалы с использованием священного пепла - бхута-шуддхи).
Не секрет, что если медитировать на тот или иной образ, то человек начинает проявлять те или иные способности. В этом секрет янтр и изображений божеств. Если долго сосредотачивать на изображении свой разум, то в человеке просыпаются те же свойства, которыми обладает это изображение. Вы можете получить многие сверхспособности, но вы в то же самое время должны помнить, что обладание ими и способность видеть Шри – это совершенно несоизмеримые вещи. Любые способности, а затем и сверхспособности, достигаются со временем, а вот проявление богини Шри – это только её милость. Вы можете получить все плоды той или иной практики, но сама Богиня будет всё же от вас ускользать. И здесь даётся призыв показаться перед вами. Если после того, как она покажется, вы, будучи например художником, зарисуете этот образ, то в дальнейшем любой человек, который будет наслаждаться прекрасным изображением этого образа, неосознанно будет настраиваться на него. Это называется невербальной передачей знаний, то есть знания передаются не посредством слов, языка, а с помощью зрительного постижения.
Более поздние комментарии к этому тексту ортодоксальных течений в Индии говорят, что этот стих Ананда Лахари не является подлинным, потому что он якобы не мог принадлежать перу Шанкарачарьи.

Глава VIII
VIII. В центре океана нектара есть остров из драгоценных камней, покрытый рощами небесных деревьев, исполняющих все желания.

Сайт создан в системе uCoz