Йога Ананда Лахари

Но для развития разума необходимо расчистить пространство. Кристалл, о котором говорится в этом стихе, является образом незамутнённости пространства.
В Вишуддхе - находится лотос с шестнадцатью лепестками, на каждом из которых находятся буквы санскритского алфавита, все гласные. Это соответствует шестнадцати типам пространств и подпространств этого мира.
Каждый центр отвечает за определённые эмоции. Поднимаясь по каналу Сушумна, энергия Кундалини шаг за шагом, постепенно размывает эмоции, присущие каждому центру, и мы становимся более осознанными. Говоря о Вишуддха-чакре, мы своей речью, словесным конструированием выстраиваем общий каркас концепций, а затем наполняем его смыслом энергии.



Глава XXXVIII

XXXVIII. Питающихся только мёдом мудрости расцветающего лотоса знания, этих двух - ХАМ-СА - я приветствую в Анахате. Они парят над умами великих, как над озером Манаса, давая понимание всех восемнадцати наук и способность отделять всё ценное в них от нестоящего, подобно тому, как Хамса пьёт молоко, отделяя воду.
Комментарий Вадима Запорожцева: Этот стих посвящён сердечному центру, Анахата-чакре. Этот центр находится в теле богини Шри, которой и посвящён этот восторженный стих. Существует мнение, что женщине легче осуществить йогические знания, потому, что ей легче идентифицировать себя с Богиней Шри.
Анахата-чакра - это центр, который равноудалён от центра Сознания (Сахасрара-чакры) и от центра Энергии (Муладхара-чакры). Наличие определённого количества центров показывает, сколько ступеней сделала Эволюция, когда она создавала это тело. Центр Анахата является наиболее гармоничным в духовном плане. Выше Анахата-чакры находятся центры, которые направлены больше на интеллектуальное развитие (Вишуддха, Аджна); ниже, соответственно, находятся центры, отвечающие за материальное развитие в человеке (Свадхистхана, Манипура и Муладхара). Если у человека развит сердечный центр, то это является лучшим показателем готовности человека к передаче знаний Йоги и Тантры. Если человек развивает только высшие центры, то он не чувствует всей боли этого мира (для этого не хватает чувств). Если же он делает акцент только на нижних центрах, то не может увидеть Высшего из-за того, что у него очень сильно развиты чувства и ощущения. В центре Анахата осуществляется Йога, союз Сознания и Энергии. Это центр осязания, центр тактильных ощущений, поэтому различные техники по развитию осязания в человеке являются первостепенными (для того, чтобы открыть в себе сердечный центр). Поэтому Ньяса-йога является катализатором для всех других йог. Открывая центр осязания, все другие центры открываются нам гораздо быстрее.
Хамса - в переводе значит лебедь. Хамса - это также нарицательное имя человека, достигшего больших высот в йоге, подобно лебедю, поднимающегося и парящего на огромной высоте. Этот человек способен в любом знании отделять нужное от пустого, так же как лебедь может отделять молоко от воды, смешанных в одном кувшине. Поэтому в этом стихе и говорится об отделении ценного от нестоящего, о способности к различению. Читая же это слово раздельно, получается Хам и Са - что значит Бог и Богиня. Это проявление тех Бога-сознания и Богини-энергии, которые находятся на макушке нашей головы (в Сахасрара-чакре). В каждом центре они - как проекция этой любовной пары, но с разными качествами, способностями (эти способности в себе человек может открыть при открытии этого центра). Бог и Богиня в сердечном центре «питаются» мёдом мудрости.
«Они парят над умами Великих, как над озером Манаса». Почему они парят над умами Великих? Потому, что в древности (например, в Древней Греции) центром разума считалась не голова, а сердце. Кто же это такие - умы Великих? Это величественные философы, учёные, которые кроме наук видят нечто большее, мироздание в целом. Все науки делятся на восемнадцать подразделов. В наше время сильно развит интеллект, а те люди, у которых хорошо развит сердечный центр, без труда осваивают знания, отделяя всё значащее от несущественного.
Очень интересной является разница между человеком умным и мудрым. В умном человеке преобладают развитые высшие центры, но им не хватает сбалансированности разума и мудрости. Анахата - это центр света; разум же - как полусфера, на которую проецируется фильм, картина мира. Но без света мы не увидим этот фильм.
Выражение «развить центр» означает открыть его потенциальные возможности, остро всё ощущать, развивать доброту, всепонимание, сострадание.

Сайт создан в системе uCoz