Высшая йога


Сам процесс медитации предваряется подготовительными физическими и
психическими упражнениями, призванными
привели психику и соматику практикующего в оптимальное функциональное состояние,
снимая возбуждение, стрессы и
другие негативные факторы, мешающие медитации (созерцанию). С этой целью
применяются методы психосоматической
релаксации, водные процедуры, массаж или самомассаж ВАТ, сопровождаемый
"внутренней работой" по активизации
энергетических центров, "каналов" и "меридианов" с помощью психической
концентрации и дыхательных упражнений и т. д.

На начальных этапах психофизической подготовки особое внимание уделяется:

1) нормализации физиологических процессов посредством релаксации и

дыхательных упражнений;

2) правильному положению тела;

3) 'внешним условиям, удобным для длительной медитации.

В монастырской практике "сидячей медитации" обычно использовалась
классическая йогическая "поза лотоса" или
некоторые ее китайские модификации.

Рекомендация чаньского наставника: "Когда вы впервые начинаете практиковать
сидячую медитацию (цэо-чань) и
созерцать свое сознание (кань - синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите
там, не сходя с этого места. Сначала
сделайте тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной' и
ослабьте пояс. Расслабьте туловище и
конечности. Промасса-жируйте себе позвоночник. Выдохните полностью воздух из
живота. Через естественный поток
дыхания вы обретете вашу истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и
чистую.

Когда ваше тело и сознание будут гармонизировать, дух тоже станет
спокойным".

Однако психосоматическая релаксация не переходит в вялость и полную
расслабленность, так как наряду с возбуждением
это тоже считается отключением от оптимального функционального состояния и
мешает медитации.

Поэтому в случае отключения в ту или иную сторону необходимо применять
саморегуляцию (спокойное мысленное
внушение нейтральности и т. д.) для восстановления и поддержания оптимального
состояния.

Сам процесс медитации осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного
каких-либо образов или идей (мыслей),
в одной точке (саискр. экагра; кит. и-нань-(синь).

Это состояние сознания сочетается с максимальной релаксацией и
стабилизацией сознания, снятием психического
напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния.

Медитация начинается с сознательной концентрации внимания, медитирующий
сосредоточивает его в одной точке и
интенсивно "всматривается" своим внутренним взором в "пустоту", стремится
"опустошить" свое сознание до полного
отсутствия каких-либо мыслей или образов восприятия. Такое состояние сознания
называется "одноточечностью сознания"
(и-нянь-синь) или "сознанием, лишенным мыслей" (у-нянь-сань), или "несознанием"
(у-шнь).

Однако сосредоточенность сознания вовсе не означает, что его нужно жестко
фиксировать на определенном объекте. По
мере тренированности медитирующий вырабатывает в себе способность к
несознательной концентрации взимания, когда -
сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет как вода, не
задерживаясь ни на одном объекте. И вместе с
тем. отражая его с максимальной адекватностью, когда медитирующий в состоянии
сосредоточить свое внимание на
определенном объекте без веяного напряжения и осознанного стремления сделать
это, то есть как бы при "пассивном"
участии самого человека или, точнее, его индивидуального "Я", которое в таком
состоянии перестает быть контролерам или
наблюдателем собственной психической деятельности, как бы растворяясь без
остатка в общем потоке психики. "У-синь - это
действие (на каком угодно уровне - физическом или психическом) без попыток в
одно и то же время контролировать и
наблюдать за действием со стороны". Поэтому такое состояние называлось также "y-
вo" - "не-я", "отсутствие
индивидуального "Я".

Главным содержанием медитации является реализация пустоты (санокр, шуньята,
кунья; кит.

Сайт создан в системе uCoz