Высшая йога


В природе есть тот и другой вид связи, но древние греки взяли за основу
один тип отношений, один уровень, в основном
ориентируясь на человека, на целесообразность любого воздействия: "Невозможно,
чтобы одно и то

же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же
отношении... это, конечно, самое достоверное из
всех начал" (Аристотель), Платан: "И вообще ни одна из противоположностей,
оставаясь тем, что она есть, не хочет ни
превращаться в другую противоположность, ни быть ею, но либо удаляется, либо
гибнет".

Последователи "И цзкна" и даосы взяли за основу другой тип отношений,
ориентируясь на природу, рассматривая
отношения на уровне необходимости в пределах земли (с необходимостью ночь
сменяется днем, жара -холодом, прилив -
отливом, покой - движением).

Коротко обобщая, можно выделить по крайней мере три уровня или три типа
взаимодействия противоположностей: один
уровень, когда противоположности сталкиваются и дают новое качество (единство и
борьба противоположностей); второй,
когда они переходят друг в друга; и третий уровень, когда их равновесие
достигает абсолютного покоя. Можно сказать, что
на первом типе отношений сконцентрирована европейская философия, на втором -
китайская, на третьем - индийская, хотя
речь может идти, конечно, только о разных акцентах, о том, что какое-то из
отношений преобладало.

Буддизм махаяны ставит акцент на не существовании противоположностей,
нулевом пути: "есть" - это первая
противоположность, "не есть" - вторая. То, что лежит между ними, не подлежит
исследованию, неизреченно; пепроявлено,
непостижимо и не имеет длительности. Это и есть нулевой путь, называемый
истинным незнанием явлений бытия".

С точки зрения буддизма и даосизма, гармония - не конечная цель мира, а
лишь путь к конечной цели. Конечная цель -
достижение состояния полного покоя - центра круга, снятие всяких
противоположностей, в том числе между покоем и
движением. Идеал - достижение идеального покоя (дао, нирвана), опустошенности,
бессмертия, возвращения к Одному.

Если' Единое - изначальное состояние мира, то Вселенная, пройдя различные
стадии взаимодействия инь-ян, которые
имеют тенденцию к свертыванию, к непротиворечивому состоянию (энтропия),
неизбежно будет стремиться восстановить
это единство на новом витке опирали. Слова Лаонцзы можно понять и так: единое
("Одно") - изначальное состояние мира;
"Два" - его пут" когда единое распадается на два и эти два начинают
взаимодействовать. "Третье" - это то состояние, к
которому перейдет мир, когда, завершит свою развертку в двоичной системе, "два"
опять соединятся в "одно", мир вступает
в новую стадию эволюции.

Интересы китайских мыслителей были сосредоточены на отношении разных
уровней мира: единого, не явленного, того,
что над формами (синершан), и единичного, явленного в форме (синэрся). "Явленное
дао не есть постоянное дао" - с этих
знаменитых слав начинается трактат Лаонцзы. (Сравните - "ничто не вечно под
луной"). Древние говорили: в каждой вещи
есть две природы, единая и единичная; единая - это природа неба и земли
(космоса) - (тлнь ди чжисин), неоформленная, но
содержащая потенцию формы, и вторая - явленная в ци (щи чжи чжйсин). В первой -
все вещи едины, во второй-различны.
Значит, ци субстационалыно, носитель формы, которая проявляется на феноменальном
уровне, когда начинают
взаимодействовать два начала (инъ-ян). Ци - это некая способная к эволюции
плазма (в там числе и биоплазма), заполняющая
вакуум (пустоту). Ци одновременно пусты и полны, небытийны и бытийны, они
постоянно переходят из одного 'состояния в
друге, пульсируя в меру Великого Предела (тайцзы). Ци могут как бы опустошаться,
замирать, сворачиваться в точку, когда
инь- ян уходят в потенцию, достигая центра круга, и тут же вновь
разворачиваются, как бы вновь рождаются. Таково
свойство макро- и микромира вообще. "Все есть ци" - это нужно понимать ее только
в количественном, но и в качественном
отношении, то есть ци различно, разные ци образуют формы движения.

Сайт создан в системе uCoz