Высшая йога
Несмотря на символический характер "великой смерти", чайьюкий адепт
переживает ее очень реально и всерьез, поэтому
радуется он новой жизни, искренне и глубоко и смех его искренен и жизнерадостен.
***
"Рай", "потерянный рай", "обретенный рай" - такая структура является общей
для всего процесса переосознания адептом
себя и окружающего мира. Приведем изречение чаньского наставника: "Когда я еще
не начал изучать чань, горы были
горами, а реки - ранами; когда я начал изучать чань, горы перестали быть горами,
а реки - ремами, когда я постиг чань, горы
снова стали горами, а реки - реками". Второй этап в этом изречении соответствует
"великому сомнению" ("потерянный рай").
Когда чаньский наставник своим странным поведением, противоречивыми
высказываниями, не спровоцированными
ударами и т. д. разрушает исходные психические структуры ученика, ввергая его
психику в крайне хаотическое состояние, в
результате чего как бы рушится весь привычный для него порядок вещей и "горы
перестают быть горами, а реки - реками".
Но в то же время наставник пытается перестроить обыденные психические структуры
ученика на качественно иной основе,
вызывая у него прорыв и "просветлению" и возрождению к новой жизни, когда адепт
переходит на новый психический
уровень и восстанавливается его способность (утраченная в процессе культуризации
и социализации) воспринимать мир
"таким, какой он есть на самом деле", без концептуализации и дуализации явлений
окружающей действительности, то есть
воспринимать "горы как горы, а реки как реки", совершенно непосредственно и
адекватно, не опосредуя процесс восприятия
вербальными и понятийными структурами.
Таким образом, хотя после всех испытаний и потрясений старый порядок вещей
восстанавливался целиком и полностью и
все возвращалось на свои места, "торы становились горами, а реки - раками", в
процессе интенсивной психической
тренировки и саморегуляции весьма существенно менялось мироотношение и
мироощущение Чань -буддиста, "мир остается
прежним, меняется лишь точка зрения".
Чаньский смех в момент "просветления" означает не только радость
возрождения к новой жизни, но и победу над
смертью, знаком которой выступали хаотическое душевное состояние, распад
психических связей и функций, способный
повлечь за собой действительную гибель человека как личности.
Чаньский смех имеет антиэнтропийную направленность и является ярким и
красноречивым отрицанием смерти,
признаком "безумной мудрости", которая "неожиданно открыв путь жизни в пучине
смерти, разражается искренним
смехом".
Чань -буддийский психотренинг пробуждает задавленную социальной конвенцией
спонтанность и естественность
поведения, открытого для импровизации, позволяющего учитывать неповторимую
индивидуальность и непрерывную
изменчивость, динамизм каждой конкретной ситуации. Решающую роль при этом играл
психологический опыт
"просветления".
Хотелось бы от себя, как автора этой книги, уточнить, что настоящее
чаньское "просветление" - это несколько мгновений
безграничного счастья, которое испытывает адепт от непосредственного
континуального потока всепроницающего
интуитивного экстрасенсорного восприятия реальности и всей Вселенной во всей
полноте и единстве, на базе безопорной
концентрации расширенного сознания.
К сожалению, чань - буддизм имеет много "школ" и не все они владеют
психотехникой расширенного сознания, то есть
включения в процесс осознания всего потенциала бессознательного, осуществления
полного контроля над ранее
непроизвольными функциями организма и резкого снижения порога перцепции по всем
рецепторам и прежде всего по
психоэнергетическому.
Поэтому многие чань- школы не владеют искусством психотренинга, ведущего к
настоящему "просветлению", отсюда и
заблуждения некоторых исследователей-, понимающих под "просветлением" лишь
остаточный эффект от настоящего
"просветления". Такая же ошибка встречается в оценках йогичеокого Самадхи.
Сайт создан в системе
uCoz