Высшая йога


Чаньская традиция предписывает подчинять, воспитывать и развивать волю и
другие психические функции, но не
подавлять или уничтожать их. Буддийская концепция "срединного пути" избегает
крайностей аскетизма, когда чувства
тренируются до тех пор, пока ,не перестают выполнять свои функции: глаз не
видит, ухо не слышит.

Подлинное воспитание чувств означает их тренировку с тем, чтобы они могли
различать все формы чувственного
сознания и оценивать их по достоинству. Одновременно подчеркивается, что без
дисциплины и упражнения воли нельзя
избавиться от "омрачающих" факторов психической жизни, так как дурные желания не
могут быть устранены, если к ним
относиться пассивно, - их устранит только сильная воля и целеустремленность.

В русле этой традиции чань - буддист стремится избегать крайностей
аскетизма, с одной стороны, и полного отказа от
веяной тренировки - с. другой, и в своей практике психотренинга используют
сбалансированный подход, в котором
усиленное напряжение воли сочетается с релаксацией, дисциплина чу1вств и эмоций
- с естественностью психических
проявлений.

Под воздействием чаньского психотренинга такие важнейшие психические
процессы, как сенсорное восприятие,
представления, мышление, эмоции, память и т. д. не подавляются или искажаются, а
наоборот, развиваются и усиливаются,
поднимаясь на качественно новый уровень, в результате чего повышаются
регулятивные способности всей психики в целом.
При этом как и в даосизме основной акцент делается на естественности, хотя в
чань- буддизме уделяется более пристальное
внимание тому, чтобы определенным образам организовать естественные психические
проявления, обуздать их в рамках
самодисциплины и самоконтроля,.

Чань -буддасты и даосы считают, что дискурсивное мышление, основанное на
принципе бинарной аппозиции, видит
дуальные отношения там, где их в действительности нет, расчленяя целое на части
и противопоставляя их друг ДРУГУ. в
результате чего разрушается гармоничное единство и целостность бытия и человек
начинает отчуждать себя от своей
внутренней природы, одновременно отчуждаясь от окружающей природной среды и
противопоставляя свое индивидуальное
"Я" всей объективной Реальности, которая начинает восприниматься как объект (или
сумма объектов) деятельности этого
"Я"; так человек утрачивает целостное видение мира, мира как неделимого целого,
частью которого является он сам, и
природной среды как целостной и взаимосвязанной системы, с которой он связан
множеством теснейших ув и во многом
зависит от нее, несмотря на все свое могущество.

Мир чань -буддиста и даоса принципиально "не-дуален" (бу эр), поэтому они
стремятся апеллировать прежде всего к
природному началу в человеке, пробудить и активизировать его, освобождая от
гнета внешних условностей. Это стремление
отчетливо проявляется в яркой эмоциональности чаньского "просветления", которое
расценивается как центральный
человеческий опыт, вершина всей практики морального и психического
самосовершенствования. Постигая Дао, даос обретал
эйфорическое чувство материально-телесного единства, не нарушаемого дискуссией,
восстанавливая яркость, свежесть,
остроту и целостность восприятия, а также спонтанность реагирования, то есть все
естественные свойства, утрачиваемые в
процессе культуризации "Я".

Действия человека в таком состоянии идут как бы из самой глубины его
существа, его "истинной природы", он
руководствуется не нормами "окультуренного" поведения, а интуитивным
"озарением", постижением истинной природы
всего сущего, с которой его собственная природа находится в нераздельном
единстве.

Чаньсккй адепт своим внезапным прорывом к "просветлению", означавшим
переход на качественно новый психический
уровень, должен пережить символическую смерть, когда хаотическое душевное
состояние, вызванное "великим сомнением"
(да-и), достигает своего апогея. За великой смертью (да-сы) следует "великое
пробуждение" (да-цзюэ), то есть возвращение к
новой жизни, которое вполне закономерно знаменуется "великой радостью" (да-лэ),
а радость совершенно естественно
выражается смехом.

Сайт создан в системе uCoz