Высшая йога

чжэныкун, сюй-кун) и выход
за пределы собственного "Я".

Чань-буддист подвергает интуитивному рассмотрению (созерцанию) свой
собственный поток психики, свое "Я" - образы,
мысли, чувства, стремления и т. д., в результате чего обнаруживает, что все эти
феномены, все, что он в состоянии
обнаруживать в этом погоне, не имеет отдельного, независимого существования и в
этом смысле нереально, а его "Я". нельзя
свести ни к какому-либо одному феномену его психики, ни к их сумме, и поэтому
говорить о своем "Я" как о чем-то реально
существующем можно лишь условно.

Через переживание отсутствия собственной, независимой сущности различных
психических образований (эмоций,
мышления, восприятия и т. Д.) постигается "пустотность", то есть
"несубстанциональность", "иллюзорность", "отсутствие
собственной независимой сущности" всех вещей и явлений, всего феноменального -
внешних объектов, так называемых
"живых существ" (кит. чжун - шэн), своей собственной природы, а также
"пустотность самой пустоты. Пассивно созерцая
феномены своей психики и внешние образы восприятия, следует проявлять полное
безразличие, максимально отстраненное
(отрешенное) отношение к мелькающим мыслям и образам, которые должны следовать в
общем потоке психики легко и
свободно и не оставлять в сознании никаких следов, подобно птицам, легко и
бесшумно пролетающим по небу и бесследно
исчезающим вдали.

Будучи не вовлеченным в поток сознания, медитирующий позволяет мыслям и
чувствам течь свободно, наблюдая за ними
без какого-либо определенного намерения, пока они самопроизвольно не исчезнут. У
-синь - это состояние целостности, в
котором сознание функционирует свободно и легко, без ощущения наличия второго
сознания или Эго, стоящего над ним и
контролирующего его. При -этом психика, лишенная дестабилизирующего и
деструктирующего вмешательства
индивидуального "Я", предоставленная самой себе и спонтанно функционирующая
наиболее естественным для себя образом
успокаивается сама собой и достигает предельно уравновешенного и безантропийного
состояния, которое уподобляется чань
- наставниками зеркальной поверхности спокойной воды: "Это такое состояние
сознания, когда все духовные силы находятся
в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не может доминировать
над другими".

Основной упор в чаньской медитации делается на естественной саморегуляции,
когда медитирующий не стремится
навязать своей психике направляющую и регулирующую волю своего "Я", а наоборот,
отказывается от представления о
дискретности собственного существования, выходит за пределы индивидуального "Я"
и оставляет свою психику в покое,
представляя ей возможность самой управлять своей деятельностью в соответствии с
собственными, наиболее естественными
для нее законами, позволяя ей самой находить наиболее оптимальный режим
функционирования.

Однако отказ от ощущения своего "Я" как дискретной сущности не означает
абсолютную бесконтрольность мыслей и
поступков, полную безответственность и безвольную реактивность, лишенную всякой
-целенаправленности, а лишь
освобождение от субъективности восприятия, эмоциональных эффектов и психического
напряжения, обусловленных
привязанностью к своему "Я".

Моя система чаньякой тренировки направлена на то, чтобы развить силу воли и
полное самообладание, но не в смысле
жесткой внешней дисциплины, а в смысле- самоконтроля и саморегуляции, когда
бразды правления берет на себя
психосоматическая целостность, в которой "сознательные" и "подсознательные"
уровни находятся в гармоничном
взаимодействии и непротиворечивом единстве.

При этом воля, идущая от сознательного уровня психики и обусловленная
деятельностью индивидуального "Я", должна
уступить место безличной, совершенно объективированной воле, которая исходит от
"истинной природы" человека и
усиливается за счет того, что ее максимальной концентрации и проявлению всех ее
потенциальных возможностей не мешают
различные демобилизирующие факторы, связанные с наличием индивидуального "Я":
рефлексия, страх или беспокойство за
свою "Я" - концепцию и т.

Сайт создан в системе uCoz