Высшая йога

Внимательно наблюдать за беспрерывной деятельностью сознания, на
пытаясь создавать дли нее помехи.

'2. Задерживать беспорядочную работу сознания и фиксировать его для
концентрации мысли только на одном предмете.

Ученикам назначают одно или другое упражнение. Можно одно, затем в другое
время дня - другое. Тренировка для
выработки совершенной концентрации мысли служит подготовкой, необходимой для
всех видов медитации. Все ученики
обязательно проходят эти два упражнения, но наблюдение за круговоротом сознания
рекомендуется только ученикам с
развитым интеллектом.

Упражнения в концентрации мысли практикуются и всеми буддистами, при этом
они иногда пользуются различными
приспособлениями "казинас" - это круг из цветной глины разных оттенков или
покрыта водой круглая поверхность, или
огонь, наблюдаемый через проделанное в экране круглое отверстие. 3) Такая
окружность созерцается до тех пор, пока не
начинают ее видеть с закрытыми глазами так же отчетливо, как и -открытыми. Эти
упражнения рассчитаны исключительно
на создание привычки к концентрации сознания и не ставят себе целью вызвать
гипнотическое состояние, как считают
некоторые.

Кроме "казинас" практикуют привлечение любых ярких привлекательных
предметов. (Например, истерия с пастухам
яков).

6. Следующее упражнение в концентрации .мысли заключается в выборе какого-
нибудь пейзажа, например, сада. Его
созерцают, наблюдают во всех подробностях, запоминают растущие в нем
разнообразные цветы, их группировки; деревья,
присущую каждому форму ветвей, листьев и так далее - подробно весь сад. Создав
себе четко представление о саде, когда его
видишь уже очень четко и с закрытыми глазами, начинают из составляющего сад
сочетания признаков мысленно, одну за
другой устранять различные детали.

Постепенно цветы теряют окраску и форму, они рассыпаются. Даже оставшаяся
от них пыль рассеивается. Деревья
лишаются листвы, их ветви сжимаются, будто входят в ствол. Ствол утончается и
превращается в простую линию. Линия эта
становится асе тоньше и, наконец, исчезает. В результате остается только голая
земля. У земли теперь нужно отнять траву,
камни, почву... и земля тоже исчезает...

Последние четыре упражнения на концентрацию (три в п. 5 и одно в п. 6)
являются в буддизме классическими и,
называются - "беспредметная медитация". Эти упражнения привадит к уничтожению
представления о мире формы и
материи. Последовательно постигается чистое и бескрайнее пространство, понимание
бесконечности сознания, и, наконец, к
постижению и ощущению сферы "пустоты", сферы, где нет ни создания, ни отсутствия
сознания

Для достижения этого "особого состояния сознания" - рабочего фона
существует и много других психотехнических
методов. Иногда "рабочий фон" достигается в результате кропотливого
самонаблюдения или выключения рассудочной
деятельности, или исследований и размышлений о явлениях внешнего мира. Наконец,
есть люди, впадающие в подобное
состояние внезапно, без всякой подготовки, независимо от места, где они
находятся, и от дела, которым в этот момент
заняты.

7. Другое распространенно упражнение при обучении мистиков состоит в
созерцании какого-нибудь предмета.

Нужно всецело на "ем сосредоточиться, так, чтобы не только ничего. кроме
него не видеть, но и ни о чем больше не
думать. Постепенно теряется ощущение своей личности и ученик начинает
отождествлять себя с созерцаемым предметам. Но
на этом ни в ноем случае нельзя останавливаться Превратившись в созерцаемый
предмет, т. е. испытывая уже особые
специфические ощущения, какие могут быть следствием формы, размеров и других его
свойств, нужно созерцать уже самого
себя извне, как предмет внешнего мира. Напри|мер, ученик, выбравший предметам
созерцания дерево, забывает свою,
человеческую природу и ощущает, будто его тело - жесткий негнущийся древесный
ствол с ветвями; чувствует колебание
ветвей, их движение, скрытую в корнях жизненную силу, циркуляцию санов и т.

Сайт создан в системе uCoz