Хатха Йога (ч.2)


Поэтому, когда мы читаем йогические тексты, мы должны смотреть на них вполне практично. Мы можем выполнять техники в соответствии с приводимыми инструкциями, но то, которую из техник выполнять и как часто, следует решать на основании наших собственных физических и ментальных возможностей и того времени, которое мы можем посвятить садхане. Конечно, предпочтительно, чтобы для принятия подобных решений человек имел гуру.

Шлоки 32-36. Кхечари мудра — поза пребывания в высшем состоянии сознания
КХЕЧАРИ МУДРА
(поза пребывания в высшем состоянии сознания)

(32) Кхечари мудра заключается в повороте языка назад в полость черепа и повороте глаз внутрь по направлению к межбровному цент-ру.

(33) Язык следует тренировать и доить, а его нижняя часть должна быть несколько подрезана. Воистину, кхечари достигает совершенства, когда язык касается межбровного центра.

(34) Чистым тонким лезвием осторожно перерезай мембрану под языком. Перерезай каждый раз на ширину тонкого волоса.

(35) Втирай смесь порошкообразной каменной соли и тумерика. После семи дней снова надрежь на ширину волоса.

(36) Следует выполнять это регулярно в течение шести месяцев, тогда мембрана у основания языка будет полностью перерезана.
Кхечари мудра известна также как набхо мудра, а Свами Шивананда называет эту практику ламбхика-йогой. Существуют две формы кхечари мудры. Та, которая описана здесь, включает в себя постепенное подрезание уздечки языка и его удлинение и является формой этой практики из хатха-йоги; ее может практиковать лишь тот, кто уже очистил свое тело и пользуется указаниями гуру.
Этой мудре обучают еще в раннем возрасте — с двенадцати до шестнадцати лет, когда тело все еще развивается. Сначала язык следует массировать, и это выполняется путем захвата его с помощью куска материи и легкого вытягивания его вперед и потягивания из стороны в сторону. Затем очень постепенно уздечка языка подрезается острым и стерилизованным лезвием. При этом появляется немного крови, но никакой боли нет. После этого ранка протирается порошком тумерика и/или порошком каменной соли — чтобы не занести инфекцию и чтобы заживление было более быстрым.
Процесс «доения», то есть потирания и вытягивания, выполняется каждый день; подрезание выполняется через день или каждые несколько дней. Когда язык становится удлиненным, невозможно ввести его самостоятельно в носовую полость — для этого должны быть использованы пальцы или тонкий крючкообразный инструмент. Для того чтобы язык мог достичь «межбровного центра», потребуется много лет практики.
Форма кхечари мудры из раджа-йоги является намного более простой и может выполняться каждым. Она выполняется путем загибания языка назад таким образом, чтобы его нижняя поверхность прикасалась к верхнему заднему участку мягкого неба, а кончик языка входил, если возможно, в носовое отверстие в задней части горла. Эта позиция должна удерживаться настолько долго, насколько это остается комфортным. Поначалу будет необходимо каждое мгновение высвобождать язык, расслаблять его, а потом снова возобновлять мудру. Эта форма кхечари обычно практикуется совместно с другими практиками, такими как джапа, медитация и удджайи пранаяма, и используется в большинстве техник крийя-йоги.

Шлока 37. Техника кхечари мудры, центра небес

При отгибании языка назад контролируются три канала: ида, пингала и сушумна. Это кхечари мудра, и она зовется центром небес.
Когда язык достаточно удлинен, он должен вводиться в носовую полость, расположенную в задней части горла. Это нелегкий процесс, и поначалу нужно будет вводить его туда при помощи пальцев. Когда язык укрепится, он сможет сам входить в заднюю часть носовой полости, а когда в теле будет пробуждаться прана, язык будет перемещаться в это положение самопроизвольно.

Права на книгу принадлежат автору.

Сайт создан в системе uCoz