Хатха Йога (ч.2)
Смрити включает в себя шесть Ведант: сутры, законы Ману, пураны, итихасы и нитишастры. Основными смрити являются Ману, Яджнавалкья, Нарада, Девал
сома чакра (soma chakra) — шестнадцатилепестковая чакра, расположенная над аджна и манас чакрами
сохам (soham) — буквально означает «Я есть Это». Психический звук, мантра дыхания, мантра, используемая в аджапа джапе. «Со» представляет космическое сознание, «Хам» — индивидуальное осознавание и существование
спандана (spandana) — движение, вибрация, внезапный переход к жизни
сришти (srishti) — творение, созидание
срути (sruti) — та часть Вед, в которой ученик слушает и сразу же записывает указания гуру по поводу истины и сознания; см. смрити
стхала басти (sthala basti) — «сухая басти», одна из шаткарм, в которой воздух всасывается в кишечник, а затем выталкивается за счет сокращения анальных мышц
стхити (sthiti) — постоянство, устойчивость, устойчивое состояние сотворенной вселенной, поддержка творения
стхула (sthula) — грубый
стхула шарира (sthula sharira) — грубое, или физическое, тело
сукха (sukha) — счастье, восторг, комфорт
сукхасана (sukhasana) — «легкая поза»; сидячая поза со скрещенными ногами
сукшма (sukshma) — тонкий
сукшма шарира (sukshma sharira) — тонкое, или астральное, тело
сурья (surya) — солнце
сурья бхеда пранаяма (surya bheda pranayama) — «дыхание, стимулирующее жизненные силы»; пранаяма, в которой вдох через правую ноздрю активирует пингала нади
сурья нади (surya nadi) — пингала нади
сурья свара (surya swara) — поток воздуха, поступающий в правую ноздрю
сутра (sutra) — нить, афоризм
сутра нети (sutra neti) — «очищение носа нитью», одна из шаткарм, в которой специально подготовленная навощенная нить вводится в нос и выводится через рот, а затем осторожно потягивается вперед-назад
сушумна нади (sushumna nadi) — основная нади в центре позвоночного столба, которая проводит кундалини шакти
сушупти (sushupti) — бессознательные царство и ум; глубокий сон
Т
тадасана (tadasana) — «поза пальмового дерева»; вытягивание вверх на сводах ступней, руки сцеплены и вытянуты над головой
тамас (tamas) — первое качество природы, шакти и ума; инерция, леность, промедление
тамо гуна (tamo guna) — качество неведения или инерция; тупое, инертное состояние ума и природы
танматра (tanmatra) — тонкие первоэлементы ума; гандха (запах), раса (вкус), рупа (форма), спарша (прикосновение или ощущение), шабда (звук), из которых происходят пять таттв
тантра (tantra) — старейшая наука и философия человека, которая расширяет ум и освобождает потенциальную энергию и внутреннее сознание от материи. Также тексты, имеющие отношение к философии и техникам расширения ума и освобождения энергии — всего шестьдесят четыре трактата
тапа (tapa) — конкретный тип боли и тяжелого лишения; относится к адхибаутик тапе, адхидевик тапе и адхиатмик тапе
тапах (tapah) — одна из ниям; аскетизм, избавление от ментальных загрязнений путем страдания и терпения
тапас/тапасья (tapas/tapasya) — аскетизм
таттва (tattwa) — элемент (стихия), истинное, реальное состояние
твача/твак (twacha/twak) — кожа, одна из джнянендрий, восприятие прикосновений
теджас (tejas) — огонь, блеск, сияние
тивра (tivra) — интенсивный
тирьяка бхуджангасана (tiryaka bhujangasana) — скрученная «поза кобры»; выполняется бхуджангасана с разведенными ногами и с оглядыванием назад через каждое из плеч по очереди
тирьяка тадасана (tiryaka tadasana) — «поза изгибающегося пальмового дерева»; ступни разведены, руки сцеплены и подняты над головой, позвоночник сгибается из стороны в сторону
титхи (tithi) — дата, день фазы луны
тратака (trataka) — одна из шаткарм; техника пристального вгля-дывания в объект, такой как пламя свечи, мандала или янтра
трета юга (treta yuga) — второй из циклов Дня Брахмы, в котором человек становится менее духовно ориентированным и мотивированным. << Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
Вперед >>
Права на книгу принадлежат автору.