Хатха Йога (ч.2)
Поскольку во время задержки дыхания мозг на короткое время лишается кислорода, его способность поглощать кислород также увеличивается.
На праническом уровне уддияна бандха оттягивает апана вайю из брюшной области и от органов воспроизведения и перемещает ее в грудную клетку. Посредством уддияны и джаландхары прана надежно запирается в области пупка, где может иметь место соединение праны и апаны с саманой, что влечет за собой пробуждение и подъем кундалини.
При наличии в уддияне столь многих чудесных полезных свойств не удивительно, что она может также замедлять естественный процесс дегенерации и старения и придавать пожилым людям вид молодых. Мы, однако, должны иметь в виду тот факт, что старение и смерть являются естественными процессами и что в настоящее время имеется мало адептов йоги, усовершенствовавших себя в такой степени, чтобы обратить процесс старения и преодолеть смерть. Кроме того, даже те, кто преуспел в этом, тем не менее отдают себя в распоряжение естественных законов тела.
Согласно утверждению этой шлоки через шесть месяцев практики смерть может быть предотвращена. По этому поводу можно сказать следующее. Прежде всего, уддияна должна быть совершенной, а она не является совершенной, пока вы не сможете выполнять задержку дыхания более трех или четырех минут. Затем, она должна практиковаться регулярно, месяц за месяцем, в комбинации с другими практиками и с соответствующей диетой. И даже если процесс дегенерации и не полностью обращается, то, как минимум, будут наблюдаться вполне заметные психологические и физиологические полезные изменения и процесс старения будет определенно замедлен.
Шлока 60. Уддияна бандха ведет к мукти
Из всех бандх уддияна является наилучшей. Когда овладеешь ею в совершенстве, самопроизвольно возникает мукти, или освобождение.
Уддияна не должна практиковаться сама по себе, она всегда должна выполняться совместно с джаландхара бандхой. На самом деле она является еще более эффективной, если к ней добавляется мула бандха и/или ваджроли мудра. Считается, что уддияна является наиболее мощной из всех бандх, поскольку она за короткое время может вытягивать апану вверх и пробуждать кундалини. Благодаря ее всасывающему эффекту шакти можно поднять через сушумну в аджна чакру, великую дверь к освобождению.
Шлоки 61-63. Мула бандха — замок втягивания промежности или шейки матки
МУЛА БАНДХА
(замок втягивания промежности или шейки матки)
(61) Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так что апана вайю движется вверх, — это мула бандха.
(62) При сжатии промежности движущаяся вниз апана вайю принуждается идти вверх. Йоги называют это мула бандхой.
(63) Плотно прижми пятку напротив прямой кишки и неоднократно сильно нажимай, чтобы поднималась жизненная энергия.
Когда мышцы промежности сокращаются, вся нижняя часть тазовой области подтягивается вверх. В данном тексте нам говорится прижать пятку к области промежности или влагалища (йони) и сжать прямую кишку. Слово гудам, использованное в оригинале, означает «прямая кишка», но оно может означать также анус, внутренности или нижнюю часть кишечника. Следует, однако, ясно понимать, что в мула бандхе не должно быть абсолютно никакого сжатия ануса.
Сжатие ануса известно как ашвини мудра. Ашвини мудра указывает на то движение, которое делает лошадь своей прямой кишкой во время опорожнения кишечника. В «Гхеранд Самхите» говорится: «Сожми и расслабь анальное отверстие снова и снова. Это называется ашвини мудрой».
На начальной стадии практики мула бандхи имеется тенденция сжимать две области, а именно, промежность и анус. Мула бандха имеет место в центре тела, не спереди и не сзади. << Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
Вперед >>
Права на книгу принадлежат автору.