Хатха Йога (ч.2)

Кто-то может описать этот звук или свои ощущения его как звук реактивного самолета или стартующей ракеты. Это случается на стадиях арамбха и гхата.
На средней стадии, на стадии паричайя, ощущаются более высокие частоты, но они все еще громкие и пронзительные, охватывающие тело, как звуки гонга или рога. Слышимые звуки могут быть описаны как звуки фагота или органа — в зависимости от культурного уровня слышащего их и от того, какие звуки он ранее слышал в жизни.
На последней стадии завершения, или нишпатти, слышатся звуки более мелодичные, высокочастотные и резонирующие, вроде звуков фортепьяно, арфы или клавесина. В трактате «Хатхаратнавали» говорится: «В начале практики слышны громкие и сильные звуки различных типов. По мере прогресса в практике слышны более четкие и тонкие звуки».
Свами Муктананда Парамахамса описывает различные виды над, которые он воспринимал и которые напоминали не только звуки океана, но и звуки грома, барабанов, раковины, колоколов, жужжащих насекомых, «журчанья ручья, быстро движущегося поезда и летящего самолета, потрескивание погребального костра, распевание во весь голос божественного имени большой группой поклоняющихся, крики павлинов и кукование кукушки». Он утверждает, что в то время, когда он слышал наду, его ум сводился в одну точку, а именно, на источник звука. Он наблюдал центр, который, будучи возвышен надой, испускал божественные вспышки, и все его чувства притягивались к нему.

Шлока 91. Нада покоряет ревущий ум и контролирует органы чувств
Шлока 92. Ум, поглощенный в наде, становится неподвижным
Шлока 93. Желающий достичь состояния йоги должен вслушиваться в наду

(91) Острым стрекалом нады можно обуздать ум, который подобно разъяренному слону мечется в саду чувств.

(92) Когда ум перестает быть переменчивым и объединяется, зафиксировавшись на наде, он становится неподвижным, подобно бескрылой птице.

(93) Тот, кто желает полностью овладеть йогой, должен исследовать нады с внимательным умом и отсутствием всяческих мыслей.
Как слышимые звуковые частоты воздействуют на мозг, ум и тело, так и тонкие частоты воздействуют на лежащие ниже слои тела и ума. Когда вы слушаете музыку, это возбуждает различные эмоции и состояния ума. Различные инструменты по-разному воздействуют на различные области и центры тела. Не следует недооценивать возможности музыкальной терапии для больных людей и людей с расстроенными нервами.
Звук является наиболее мощным средством успокоения беспокойного ума, и наоборот, ум может порождать звук, потому что оба являются аспектами шакти. Звук может оказывать влияние на весь мозг, на тело и ум индивидуума, который получил свое проявление благодаря той же самой силы шакти. Эта шакти, фактически, является матрицей, на которой покоится весь этот данный нам в ощущениях мир.
Ум, находящийся под властью чувств, уподобляется разъяренному слону, заключенному в небольшом саду. Затем нада, как сосуд шакти, уподобляется стрекалу, поскольку она отвлекает внимание ума от чувственных объектов и своими «уколами» побуждает его к внутреннему поглощению и единению со своим источником. Как музыка может успокоить и расслабить ум, заставляя его полностью забыть все проблемы и беспокойства, так и поглощение в тонкой наде приносит забвение внешнего мира.

Шлока 94. Нада подобна сети, которая ловит и убивает ум
Шлока 95. Нада подобна засову, запирающему ум
Шлока 96. Нада подобна сере, которая заставляет отвердеть меркуриальный ум
Шлока 97. Когда ум слышит наду, он гипнотизируется, как зачарованная змея
Шлока 98. Ум сжигается надой
Шлока 99. Ум привлекается к наде, как олень к музыке

(94) Нада подобна сети, которая ловит оленя (ум) внутри.

Права на книгу принадлежат автору.

Сайт создан в системе uCoz