Хатха Йога (ч.2)


Некоторые считают, что наивысшим состоянием является Вишну и что все проявляется из него. Даже Брахма (Создатель) проявляется из его пупка. Другие считают первоисточником Шиву или Брахмана — с тремя шакти и с троицей, происходящей из них.
Нада является состоянием творящего движения и поэтому не является конечным состоянием абсолютного растворения, или пралаей. В кашмирском шиваизме считают, что нада есть источник творчества. Когда она конденсируется в динамичную точку, это бинду. Из этих двух (нада и бинду) возникает проявление, и они существуют вне различения времени, пространства, субъекта и объекта. Когда два полюса становятся единой сущностью, слышна нада.
«Авадхута Гита» далее утверждает: «Он достигает высшего, вечного Я, из которого рождается сущность вселенной живых и неживых объектов; в чем она покоится и в чем она растворяется; как пена и пузырьки рождаются из трансформации воды».

Шлока 101. Пока слышна нада, существует акаша таттва
Шлока 102. Звук есть шакти, он растворяется в сознании

(101) Понятие акаши (субстрата звука) существует все то время, как слышен звук. Безмолвие, которое есть высшая реальность, называется высшей атмой.

(102) Все, что слышится в виде мистической нады, есть, в действительности, шакти. То, в чем растворяются все элементы (панча таттва), есть бесформенное существо, высший владыка (Парамешвара).

Таким образом заканчивается исследование нады.
Каждый из пяти первоэлементов (таттвы, или махабхуты) имеет свое особое качество. Звук — это качество акаша таттвы, чистейшего и тончайшего из пяти элементов. Пока есть осознавание существования звука или даже когда вы сами издаете звук, растворение в высшем состоянии не может быть достигнуто.
Про атму нельзя сказать, что в ней что-то «существует» или «не существует». Нельзя сказать, что в ней есть звук или что в ней нет звука. Сейчас мы думаем, что мы не в атме. Мы в ней, но нет осознавания этого состояния. Это похоже на утверждение старика, который говорит, что никогда не был ребенком, потому что не помнит этого. Индивидуальное существование, подобно волнам в океане, кажется отдельным, но, тем не менее, является частью целого.
Адвайта имеет две школы. Одна из них настаивает на том, что существует только сознание и что шакти существует только как майя (иллюзия). Чит, или высшая реальность (Брахман или Атма), не проявляется в виде действий или изменений, а является чистой джняной, или знанием (пракашей). Следовательно, вселенная есть митхья, или «нереальное». Другая школа, однако, считает, что чит — это как сознание, так и созидательный потенциал. Проявление вселенной — это проявление созидающей первопричины. Поэтому творение является реальным. Какое бы из этих положений ни было верным, в конечном состоянии атмы присутствует целостность.
Атма известна в соответствии со своими атрибутами как сатчидананда (бытие-сознание-блаженство). В трактате «Дриг-дришья-вивека» объясняется: «Атрибуты существования, сознания и блаженства, равным образом присутствуют в первоэлементах эфира, воздуха, огня, воды и земли, а также в богах, животных, людях и т.д. Только имена и формы отличают одно от другого. Я есть Бытие, Сознание, Блаженство, непривязанное, самоосвещаемое и свободное от двойственности. Это известно как савикальпа самадхи, связанное со звуком (объектом)».
Сверхсознание, или атма, есть состояние, в котором сознание охватывает собой и пропитывает даже потенциальную силу шакти. Говорят, что в этом состоянии шакти является безмолвным наблюдателем. В процессе творения шакти является активной, а про сознание можно сказать, что оно является безмолвным наблюдателем. Поэтому троица «Существование-Сознание-Блаженство» присутствует даже в таттвах.

Права на книгу принадлежат автору.

Сайт создан в системе uCoz