Хатха Йога (ч.2)
Некоторые считают, что наивысшим состоянием является Вишну и что все проявляется из него. Даже Брахма (Создатель) проявляется из его пупка. Другие считают первоисточником Шиву или Брахмана — с тремя шакти и с троицей, происходящей из них.
Нада является состоянием творящего движения и поэтому не является конечным состоянием абсолютного растворения, или пралаей. В кашмирском шиваизме считают, что нада есть источник творчества. Когда она конденсируется в динамичную точку, это бинду. Из этих двух (нада и бинду) возникает проявление, и они существуют вне различения времени, пространства, субъекта и объекта. Когда два полюса становятся единой сущностью, слышна нада.
«Авадхута Гита» далее утверждает: «Он достигает высшего, вечного Я, из которого рождается сущность вселенной живых и неживых объектов; в чем она покоится и в чем она растворяется; как пена и пузырьки рождаются из трансформации воды».
Шлока 101. Пока слышна нада, существует акаша таттва
Шлока 102. Звук есть шакти, он растворяется в сознании
(101) Понятие акаши (субстрата звука) существует все то время, как слышен звук. Безмолвие, которое есть высшая реальность, называется высшей атмой.
(102) Все, что слышится в виде мистической нады, есть, в действительности, шакти. То, в чем растворяются все элементы (панча таттва), есть бесформенное существо, высший владыка (Парамешвара).
Таким образом заканчивается исследование нады.
Каждый из пяти первоэлементов (таттвы, или махабхуты) имеет свое особое качество. Звук — это качество акаша таттвы, чистейшего и тончайшего из пяти элементов. Пока есть осознавание существования звука или даже когда вы сами издаете звук, растворение в высшем состоянии не может быть достигнуто.
Про атму нельзя сказать, что в ней что-то «существует» или «не существует». Нельзя сказать, что в ней есть звук или что в ней нет звука. Сейчас мы думаем, что мы не в атме. Мы в ней, но нет осознавания этого состояния. Это похоже на утверждение старика, который говорит, что никогда не был ребенком, потому что не помнит этого. Индивидуальное существование, подобно волнам в океане, кажется отдельным, но, тем не менее, является частью целого.
Адвайта имеет две школы. Одна из них настаивает на том, что существует только сознание и что шакти существует только как майя (иллюзия). Чит, или высшая реальность (Брахман или Атма), не проявляется в виде действий или изменений, а является чистой джняной, или знанием (пракашей). Следовательно, вселенная есть митхья, или «нереальное». Другая школа, однако, считает, что чит — это как сознание, так и созидательный потенциал. Проявление вселенной — это проявление созидающей первопричины. Поэтому творение является реальным. Какое бы из этих положений ни было верным, в конечном состоянии атмы присутствует целостность.
Атма известна в соответствии со своими атрибутами как сатчидананда (бытие-сознание-блаженство). В трактате «Дриг-дришья-вивека» объясняется: «Атрибуты существования, сознания и блаженства, равным образом присутствуют в первоэлементах эфира, воздуха, огня, воды и земли, а также в богах, животных, людях и т.д. Только имена и формы отличают одно от другого. Я есть Бытие, Сознание, Блаженство, непривязанное, самоосвещаемое и свободное от двойственности. Это известно как савикальпа самадхи, связанное со звуком (объектом)».
Сверхсознание, или атма, есть состояние, в котором сознание охватывает собой и пропитывает даже потенциальную силу шакти. Говорят, что в этом состоянии шакти является безмолвным наблюдателем. В процессе творения шакти является активной, а про сознание можно сказать, что оно является безмолвным наблюдателем. Поэтому троица «Существование-Сознание-Блаженство» присутствует даже в таттвах. << Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
Вперед >>
Права на книгу принадлежат автору.