Крия йога
А также посоветовали завязать узел или расположить бусину сумеру по окончании сорок девятого круга. Для Шаб¬дха Санчаляны вам не нужно завязывать никаких узлов. По завершении Паван Санчаляны ваши пальцы остаются на сорок девятой бусине. А после нее перейдите к подсчету кругов Шабдха Санчаляны, ибо 49 (сорок девять) кругов Паван Санчаляны и 59 (пятьдесят девять) кругов Шабдха Санчаляны и дают искомое число 108 (сто восемь).
МАХА МУДРА (крия № 6)
Санскритское слово «маха» означает «великий, огром¬ный», а слово «мудра» означает «психическое положение, поза». Таким образом, на русский язык это может быть переведено, как «великое психическое положение». Суще¬ствует два метода, один из которых вам стоит выбрать для собственного исполнения.
НЕОБХОДИМЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ
Маха мудра — это первая из двух взаимосвязанных крий. Вторая называется Маха бхеда мудра. Вместе они образуют и высвобождают множество энергии психического, пранического и ментального тел. Крии, которые мы обсуж¬дали ранее (то есть те, которые идут под номерами 1—5), связаны с отработкой пратьяхары — отвлечения сознания практикующего от чувственного восприятия внешнего мира и видений ума. Крии от № 8 и далее нацелены на вызов дхараны и ментальной целеустремленности. Так что Маха мудра и Маха бхеда мудра — это два промежу¬точных упражнения, которые разделяют высшие стадии познания от низших и помогают концентрировать ум. Они интенсифицируют сознательность.
УПОМИНАНИЯ В РУКОПИСЯХ И ДРЕВНИХ ТЕКСТАХ
Маха мудра упоминается во многих йога-тантрических манускриптах. Однако эти описания очень рознятся одно от другого и в целом не адекватны. Вот, в частности, что говорит «Йога Чудамани Упанишада»: «Маха мудра — это практика, которая очищает всю сеть пади (психических каналов), приводит к балансу иду и пингалю и поглощает расу (нектар блаженства) в такой степени, что это переполняет и пропитывает все человеческое существо» (стих 65).
«Подбородок должен быть придавлен к яремной впадине (джаляндхара). Левая стопа должна быть жестко закреп¬лена напротив промежности (между анусом и сексуальным органом). Правая нога должна быть вытянута перед собой и твердо лежать на земле. Обе руки необходимо положить на правую ногу. Дыхание должно направляться в легкие и затем медленно исходить наружу. Это и называется Маха мудра — разрушитель болезней» (стих 66).
Это краткое описание подобно одному из методов, ис¬пользуемых в крия йоге. Но существенная разница здесь состоит в том, что джаляндхара бандха не практикуется в Маха мудре в крия йоге. Текст же продолжает: «Дыхание должно идти сначала через левую ноздрю, а затем через правую. В этом случае задействуются каналы ида и пингаля. Они приходят к балансу, а мудра получает свое полное воплощение» (стих 67).
Этот метод хатха-йоги использует Нади шодхана пранаяму при исполнении Маха мудры. Метод крия йоги от¬личен от этого, хотя и приносит тот же самый результат — медитацию. Далее в тексте продолжается описание выгоды от исполнения Маха мудры: «Благодаря силе этой мудры совершенно неприемлемая пища может быть переварена, а невкусная пища ста¬новится вкуснейшей. Происходит спокойное усваивание даже излишков пищи. Более того, благодаря этому уп¬ражнению, даже яд может усваиваться и превращаться в нектар. Различные заболевания, такие, как проказа, заболевание желудка, туберкулез, могут быть излечены и предупреждены» (стих 68—69).
«Маха мудра дарит духовную силу и дарует секрет, который не разглашается никому» (стих 70).
Маха мудра и в хатха-йоге, и в крия йоге никогда не изучалась широко.
Сайт создан в системе
uCoz