Крия йога
Предписывается, чтобы даже глаза, которые получают огромное внешнее воздействие, остались откры¬тыми на протяжении всех ранних крий. Это кажется ло¬гически противоестественным, но на деле приносит свои результаты и ведет к осознанию своего внутреннего суще¬ства. Практикующий, исполняя крий, позволяет появляться чувству внешнего раздражения, не обращая на него какого-либо особого внимания, просто наблюдая его происте¬чение. Через некоторое время наше сознание обратится внутрь естественно и спонтанно.
Отключение от внешних источников стимулирования, однако, несет свои собственные проблемы и зачастую при¬водит к обратному крену — полному сосредоточению на внутренних мыслительных процессах и психических проб¬лемах. У людей обычно существует предубеждение, что сознание находится где-то в глубине этих явлений, и, следовательно, отсоединение сознания от внешнего мира ведет к воссоединению и идентификации с истинным соз-нанием. Практикующий начинает в очередной раз размыш¬лять о своих личных проблемах, страхах, конфликтах или погружается в какие-то планы, иллюзии и тому подобное. В данном случае человек подобен пчеле, которая с громад¬ным трудом вытащила себя из липкого меда с одной стороны кувшина, а теперь залетает с другой стороны, думая, что сейчас уж все будет в порядке. И таким образом освобож¬дение практикующимся от внешней зависимости приводит к противоположному уклону — как говорится, из огня да в полымя. Так что тот, кто хочет получить реальное про¬движение в йоге, должен постараться избегнуть как одного, так и другого процесса.
Многие люди пробуют медитировать. Они закрывают глаза, стараются отключить внешний мир и тут же пере¬полняются подсознательными мыслями и психическими ви¬дениями. Это не так чтобы слишком плохо на ранних стадиях йогической практики. И, даже более того, может быть полезным в том смысле, что происходит изживание негативных раздражающих самскар нашего подсознания. Но в дальнейшем же практикующий должен выйти из-под обаяния этого мира, мира внутренних подсознательных чувств. Ему необходимо будет подняться на грань между идой и пингалей, встав на путь сушумны. Это приведет практику¬ющего к верному исполнению пратьяхары, а затем, соот¬ветственно, и дхараны.
Особенностью софистического подхода крия йоги явля¬ется то, что она говорит о необходимости нахождения баланса между обращённостью во внешний мир (мир внеш¬них объектов, отвлекающих сознание) и мир внутренний (мир, который погружен в разного рода психические видения и сновидческие картинки). Такой подход автоматически приводит к фиксированию сознания на сушумне. На ранних практиках, как уже объяснялось выше, глаза бывают откры¬тыми в продолжение некоторого времени, затем они за¬крываются. Это позволяет сознанию практикующего при¬держиваться некоего срединного пути, ибо закрытые глаза имеют тенденцию сбить практикующего на путь самоко¬пания и самоуглубления, в то время как открытые глаза — на путь отвлечения сознания внешними раздражителями. В конце концов, тактика открытых-закрытых глаз приводит к нахождению некоторого рода точки равновесия и авто¬матически начинающейся получаться дхаране, а дхарана — это, собственно говоря, уже входные ворота в дхьяну.
В большинстве йогических практик есть общая тенденция закрывать глаза, когда идет медитативная практика, а это легко приводит к сонливости, особенно среди начинающих. Некоторые системы, такие, как допустим, дзен-буддизм, практикуют медитацию с открытыми глазами, чтобы лишить себя этой возможности, а также самокопания и самоуглуб¬ления.
Сайт создан в системе
uCoz