Крия йога

Во время этого краткого отдыха, который длится одну-две минуты, вам следует закрыть глаза и зафиксировать свое сознание на дыхании.
ОСОБОЕ ВЛИЯНИЕ
И Маха мудра, и Маха бхеда мудра — это физические методы, которые оказывают глубочайшее влияние на пранический уровень. Особенно они воздействуют на три цен-тра: мулядхара чакра, манипура чакра, аджна чакра.
Вне зависимости от того, сознательны вы или нет, эти две крии манипулируют и используют энергию в чакрах для создания концентрации ума и медитации.
МАНДУКИ МУДРА (крия № 8)
На санскрите слово «мандуки» означает «лягушка»; сло¬во «мудра» означает «психическое положение». Таким обра¬зом данная крия будет называться «психическое положение лягушки». На сопроводительном рисунке № 10 вы можете увидеть традиционное исполнение этой крии. Если у вас есть хоть немного воображения, то вы увидите, что это действительно достаточно похоже на положение, в котором обычно пребывает лягушка.
Эта практика также широко известна как мандуки крия.
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
В «Бхагавадгите» говорится: «Пусть он (садхака) держит свое тело, голову и шею прямыми и неподвижными. Устремив свой взгляд на кончик носа, пусть позабудет об окружающих его» (стих 6:13).
Этот стих описывает и насикагра дриштхи, и Мандуки мудру, так как они очень похожи. Целью этой практики является придание уму целенаправленности, покоя и вос-приимчивости.
Мандуки мудра упоминается в «Гхеранда самхите» (стих 3:57, 58), также и в «Хатха Йога Прадипике» (стих 1:63) под названием «Бхадра-асана».
ИСКУССТВО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА КОНЧИКЕ НОСА
Целью сосредоточения на кончике носа является успо¬коение мятущегося и вечно куда-то рвущегося ума. Другими словами, установление равновесия между идой и пингалей, то есть привнесение баланса между экстравертностью и интравертностью. И это достаточно хорошо описано в китай¬ском трактате, называемом «Тхай Чин Хуа Цзунг Чи», переведенном Вильгельмом: «А почему, собственно, так? Почему для сосредоточения выбран именно кончик носа? Нос служит глазам, своего рода путеводной звездой. Если практикующий не руководствуется ориентацией на собст¬венный нос, то его глаза бывают обычно широко открытыми и смотрят в разные стороны настолько, насколько воз¬можно. Но широко открытые глаза видят так много, что ничего не могут поймать в фокус и, соответственно, ничего не могут толком оценить. С другой стороны, если глаза слишком закрыты, то практикующий совершает ошибку, проваливаясь в видение снов и психических картин. Но тогда, когда веки закрыты только наполовину (а это происходит, когда глаза смотрят на кончик носа), оказывается, что сознание человека концентрируется наилучшим образом. Именно поэтому нос и является нашей путеводной звездой...»
Из этого отрывка видно большое значение, придаваемое китайскими практиками сосредоточению на кончике носа. Действительно, оно уравновешивает иду и пингалю и ведет к пробуждению сушумны, а, следовательно, впрямую ведет к правильному исполнению медитации. Это и есть цель сосредоточения на кончике носа в Мандуки мудре. На санскрите: сосредоточение на кончике но¬са называется «насикагра дри¬штхи» или «агочари мудра».
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Исходной позой для Ман¬дуки мудры является так на¬зываемая бхадра-асана (поза джентльмена). Она существу¬ет в трех вариантах.
1. Традиционный метод: может быть использован только теми, кто имеет гибкие уставы ног. Сам метод состоит в следующем: сесть в ваджра-асану. Затем развернуть ступни ног так, чтобы они смотрели в противоположные стороны. Затем развести колени как можно шире, но без болевых ощущений.

Сайт создан в системе uCoz